Поиск игры:
НОВОСТИ БАЗА ИГР РЕВЬЮ ПРОХОЖДЕНИЯ СТАТЬИ ИСТОРИЯ FF ВИДЕО ГАЛЕРЕЯ ФОРУМ
РЕГИСТРАЦИЯ  |  ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ?
 Система
PlayStation 2
 Жанр
jRPG
 Разработчик
Atlus Co.
 Издатель
Atlus Co.
Atlus Co.
Square Enix
 Официальный сайт
p4.atlusnet.jp/
atlus.com/persona4/
persona4game.com
 Релиз
10.07.2008
08.12.2008
13.03.2009
 Исполнительный продюсер
Синьити Сузуки
 Директор
Кацура Хасино, Сусуму Нисизава
 Художественный дизайн
Сигенори Соедзима
 Главный программист
Юдзиро Косака
 Композитор
Сёдзи Мегуро
 Вокальная тема
Хирата Сиёко
[ подробнее ]
SHIN MEGAMI TENSEI: PERSONA 4
  undead Auron    17 марта 2010, 04:32    46937    9

Примерно в те же далёкие времена, когда была создана великая и ужасная Final Fantasy, свет увидела игра Megami Tensei, для простоты окрещённая Megaten. Из-за её несколько антихристианского содержания, игру не выпустили на западе, но в Японии она получила множество поклонников. После второго Мегатена серия попала в руки к талантливым разработчикам из Atlus, которые обозвали её Shin Megami Tensei (Истиное Перевоплощение Богини) и начали развивать с невероятными скоростями, благодаря чему игра обросла множеством различных ответвлений, одним из которых стала серия Persona.

Когда четвёртая часть данной серии впервые была представлена, наибольшее возмущение вызывал тот факт, что игра была анонсирована на PlayStation 2, которая жива уже десяток лет и никак не хочет отправиться на покой. С HD телевизорами, которые ныне стоят почти у всех, старушка ладит плохо, картинка получается не слишком красивая, а вот приставка Sony третьего поколения в то же время показывает техническую вылизанность игр почти до идеала, поэтому единственное, что способно было спасти игру - тот факт, что PS2 есть почти в каждом доме, а Persona 3 сидит в топах лучших игр для неё.

Сам факт релиза игры на данной консоли является неоднозначным решением. С одной стороны, игра получилась одной из лучших jRPG последних лет, во многом благодаря именно PlayStation 2, поскольку работая с механикой данной платформы, разработчики могли полностью сконцентрироваться на геймплее, сюжете и персонажах, не заморачиваясь со зрелищностью - ведь, без сомнения, даже с улучшенной графикой такая игра не смотрелась бы уместно на PlayStation 3 или Xbox 360. Но именно по этой причине она не может всерьёз сравниваться с другими современными ролевыми играми. Да, Persona 4 достаточно красива, интересна, захватывает, но большая часть фишек игры уже была использована в третьей серии. Что интересно, Persona 4 на самом деле не стала последней SMT на PS2 - спустя некоторое время, на ней же вышло продолжение другого ответвления серии - Devil Summoner. Как бы то ни было, на этом Atlus судя по всему всё же удалось расстаться с любимой приставкой - на NDS уже вышла SMT: Devil Survivor, а PS3 гордится игрой-жемчужиной Demon's Souls.

После того, как игра вышла в Америке, европейские геймеры затрепетали – вот-вот должны были объявить дату европейского релиза. Square Enix, которая ещё при релизе Odin Sphere положила Atlus на плечо тёплую ладонь, предложила свои услуги по изданию игры в Европе. И разработчик был не против. Когда игра появилась на прилавках европейских магазинов, на коробке уже блестела надпись Square Enix.

Конечно, для фанатов фабрики jRPG осознание того, что их любимая компания приложила руку аж к семи хитовым jRPG для PS2 - истинная услада, но, тем не менее, обращают на себя внимание и другие её поползновения с целью пригреть чужие тайтлы под своим крылом - тут вам и Disgaea 3 с Disgaea DS, и даже бессмысленная мясорубка Modern Warfare 2. Новая тактика зарабатывания денег? Если да, то стоит надеяться, что она не влияет на собственные игры компании – их собственная планочка-то падает. Главное, чтобы не упала ещё ниже.

Но я отвлёкся.

Сюжет Persona 4 завёрнут очень и очень круто. Нам повествуют про группу школьников - изначально это Протагонист (то есть, ваше воплощение), горе-велосипедист Ёске и поклонница Кунг-Фу Чи, которые пытаются распутать сложное дело об убийствах в маленьком японском городке Инаба. Всё дело в том, что после приезда Протагониста здесь обнаружили подряд два трупа, свисающих с антенн, причём непременно после появления тумана, нависающего над городом. Тем временем, в интернете появляется слух, согласно которому, если посмотреть в дождливую ночь на экран выключенного телевизора ровно в полночь, то увидишь свою родственную душу. Слух этот оказывается правдой, но только наполовину - наши герои увидели в экране будущих жертв. Мало того, по другую сторону экрана оказался ещё и целый мир, покрытый туманом, полный странных Теней и со своим собственным Шалтаем-Болтаем по имени Тэдди, который и является гидом наших героев в этом странном мире. Попасть в параллельный мир герои смогли благодаря Персоне Протагониста, которая всё это время спала, но всё же существовала внутри него. Остальные герои получают своих Персон гораздо более тяжёлым способом - им приходится столкнуться с воплощениями собственных негативных чувств в виде Теней, признав в этих несчастных созданиях часть самих себя.

В ходе дальнейшего расследования, школьники и примкнувший к ним телевизионный медведь приходят к выводу, что кто-то заталкивает людей в телевизор, после чего те порождают свои Тени. Когда, после нескольких дней проливного дождя, Инабу покрывает туман, в телемире Тени приходят в ярость и убивают всех, кого встретят на своём пути. После смерти, мёртвые жертвы возвращаются обратно в наш мир, оказываясь в подвешеном состоянии на антеннах, без видимых причин смерти. Для убийцы это идеальное преступление, которое полиции никогда не удастся раскрыть. Но зато у наших школьников есть Персоны, а поэтому они справедливо считают, что судьба данного дела находится в их руках. Но кто же является этим жестоким и изощрённым убийцей? Зачем он это делает? Обо всём этом нам и предстоит узнать, причём только при счастливом стечении обстоятельств.

Вся крутость сюжета заключается в том, что очень многое остаётся непонятным относительно всего происходящего, и при этом мнение может меняться довольно часто, как в хорошем детективе. Тут есть ещё и Тэдди, который страдает от того, что не знает, кто он такой на самом деле, и крайне неоднозначные отношения между персонажами, и ещё много того, что делает прохождение игры захватывающим и интересным.

Изложение сюжета в игре напоминает визуальную новеллу - перед нами появляются модельки персонажей, над головами которых периодически возникают анимешные значки, отображающие эмоции, а также появляющееся и исчезающее время от времени окошко с текстом, рядом с которым отбражается аниме-спрайт персонажа, говорящего в данный момент. В определённые моменты, у игрока появляется возможность вставить свои три копейки от лица Протагониста, что бывает очень и очень полезно.

Геймплей можно условно поделить на две части - обычная подростковая деятельность и исследование телемира, которые достаточно тесно друг с другом переплетены. Оба этих действа происходят после школы, и у вас есть право выбирать, в какие дни и чем именно вы будете заниматься.

В качестве обычной подростковой деятельности, подразумеваются, в первую очередь, прогулки с друзьями и временная работа. Нужно это для того, чтобы развивать социальные связи, которые устанавливаются, в первую очередь, со своими товарищами по оружию, вместе с которыми вы исследуете телемир - по мере укрепления связей с ними, они будут разучивать всё больше и больше различных комбинаций и действий. Также, социальные связи устанавливаются с друзьями по школьным кружкам, по работе или даже совсем оригинальными персонажами вроде Лисицы. Периодически, для возникновения или развития социальных связей требуется определённый уровень социальных показателей. В частности, они требуются для получения той или иной работы, а развивать их можно множеством разных способов, причём особенно действенным является посещение местного китайского ресторана. Развитие социальных связей не является процессом особо интерактивным, а скорее напоминает обычные сюжетные сценки, но зато в них уделяется внимание внутреннему миру каждого отдельного персонажа, что делает их не просто картонными болванчиками, а осмысленными личностями. Если же идти гулять не с кем, а сражаться всё равно не хочется, то можно пойти порыбачить у реки - для этого всё что нужно, так это удочка и наживка. Плюс, в игре есть пятьдесят квестов, выполнять которые не обязательно по сюжету, но достаточно полезно, так как за них дают неплохие награды.

Исследование телемира представляет из себя типичный "dungeon crawling", но только достаточно разнообразный. Весь телемир поделён на несколько, по очереди открывающихся, дандженов, каждый из которых состоит примерно из десяти этажей, а каждый этаж - это ежедневно изменяющийся лабиринт, полный Теней, дверей, тупиков и сундуков. На последнем этаже каждого нового данджена сидит босс, которого просто необходимо порешить прежде, чем над городом нависнет туман, иначе очередная жертва погибнет, что означает "Game Over". Время нужно расчитывать тщательно, потому как пройти целый данджен и уничтожить босса за один присест выйдет вряд ли - без прекрасных показателей SP в игре далеко не уйдёшь, а они имеют привычку заканчиваться.

Бои происходят по знакомой системе СТВ. В бою есть незаменимый Протагонист, которым вы управляете, и четыре ваших товарища, которым, в отличие от Persona 3, вы можете как отдавать команды лично, так и разрешить действовать самостоятельно. Главным же отличием этой игры от ей подобных является наличие у друзей и врагов различных слабостей к стихиям. Если по врагу ударить стихией, к которой у него слабость, он схлопочет статус Down, а если опрокинуть всех врагов, появится возможность провести All-Out Attack, которая наносит урон, игнорируя все сильные стороны, которые также имеют место быть. Совокупность слабых и сильных качеств союзников и противников заставляет прорабатывать тактику боя, однако и она может не помочь, из-за того, что враги очень любят выкидывать всякие сюрпризы. Откровенным даром олдскульности здесь можно назвать "гамовер", который наступает после смерти Протагониста. В итоге, благодаря зрелищности эффектов, разговорчивости героев, интересному дизайну противников и арен, бои в игре выглядят красиво, интересно, захватывающе и напряжённо. Но не стоит забывать, что в этой игре хватает полезных занятий и помимо сражений.

Существа под названием Персоны, которым и посвящена вся серия - это самый главный аспект геймплея. Практически всё, чем мы занимаемся в игре, посвящено их развитию. У всех боевых персонажей игры есть только одна Персона, которую нельзя поменять, но можно развивать, причём не только прокачкой. Вернее, у всех, кроме Протагониста - ведь наш главный супермен может таскать с собой аж двенадцать Персон, но вот использовать одновременно в бою может также не больше одной. У каждой Персоны Протагониста имеются слабые и сильные стороны, а также способности, которые герой приобретает, когда "одевает" их. Получить новых Персон можно в периодически возникающей после боёв мини-игре "Shuffle Time", где вам предлагается выловить карту, но играть следует внимательно и осторожно - ошибка может стоить всех наград за бой. Выигрываемые таким способом Персоны как правило слишком слабы для повседневного использования, но зато в вашем распоряжении всегда имеются услуги носатого дядьки Игоря, который может различными способами скрещивать Персон для создания более мощного экземпляра. Здесь-то вам и пригодятся ваши социальные связи, каждая из которых, равно как и все Персоны, имеют свою Аркану, а при выведении, Персона сможет получить дополнительные очки опыта за счёт уровня социальной связи соответствующей Арканы. Чем выше уровень связи - тем больше опыта получит новое существо в вашей душе, что порой может сослужить хорошую службу. При этом, некоторых Персон необходимо разблокировать за счёт повышения уровня соц. связи, а без хорошей Персоны в этой игре далеко не уйдёшь. За сохранность же ваших Персон можно не беспокоится - всякий новый экземпляр, полученый вами, Маргарет заносит в свой справочник, откуда за денежку их всегда можно вызвать, но вот все улучшения Персон необходимо заново регистрировать, иначе они могут быть утеряны навсегда. Сами по себе, образы Персон основаны на различных религиях и мифологиях, а их общее число превышает 200. Набор их достаточно разнообразен - тут есть как забавные маскоты вроде Jack Frost, красавцы вроде Phoenix и уродцы вроде Legion, которых даже противно к себе в душу пустить. Вызов Персон происходит при помощи оккультских карт Таро.

Графика в игре, чего греха таить, средненькая. Всё здесь выглядит, конечно, достаточно симпатично и неплохо, но после к примеру Final Fantasy XII её хвалить не очень-то получается - все эмоции персонажей выражаются через статичные анимешные спрайты и значки, детализация локаций скудная (выделяется лишь Dojima Residence). Впрочем, у разработчиков есть оправдание - ведь это же маленький городишко, почти деревня, с маленькими локациями, деревенской школой и низенькими домиками - на какие мега-пейзажи можно расчитывать? Локации Телемира красивы, здесь Atlus действительно постаралась, но они очень однообразны. Модельки персонажей симпатичны, но с анимацией наблюдаются проблемы. Во-первых, персонажи имеют лишь небольшой набор движений, во-вторых, их взаимодействие с элементами окружающего мира сделано не самым лучшим образом, из-за чего в тот момент, когда герои берут что-либо в руки, то и дело можно наблюдать небольшую телепортацию предмета. Модельки всех Персон Протагониста, кроме Изанаги, выглядят на поле как-то блёкло и плохо детализированы - такую картинку, на мой взгляд, потянула бы и PSone. Но, как я уже сказал, хоть графика и средненькая, в целом всё выглядит очень и очень симпатично, особенно на HD телевизорах, на коих ранние игры приставки показывали бы нам страшноватые большие пиксели. Игра также как ни крути похорошела относительно своей предшественницы, картинка и дизайн выглядят наряднее и живее, а камера не стесняется показать сценки поближе.

Озвучка игры удалась выше всяких похвал - эмоционально, красиво, без всяких унылых бубнилок. Конечно, голосок у Чи не самый нежный, от интонаций Рисэ порой начинаешь похихикивать, а от некоторых восклицаний Тэдди уши в трубочку сворачиваются, но зато голос каждого отлично выдаёт его характер. Протагонист тоже не совсем молчалив - во время боя он издаёт самые разнообразные кряхтения, а при нанесении критического урона скиллом выкрикивает имя вызываемой Персоны.

Саундтрек - отдельная песня. Главная его фишка в том, что большая часть мелодий имеет вокал Сихоко Хираты, голосок у которой далеко не самый плохой - довольно-таки приятно бегать по локациям и при этом слушать её пение, спокойное и расслабляющее. Кстати, все мелодии Сёдзи Мегуро во время игры звучат очень к месту - экшн в музыке появляется только во время боёв, в то время как остальные достаточно спокойны, а названия некоторых композиций вообще соответствуют обстановке, в которой они звучат. Для особых ценителей геймерской музыки, весь саундтрек положили на CD, распространяющийся вместе с игрой. Но вынужден признать, что отдельно от видеоряда и атмомферы игры он звучит не так впечатляюще. Кстати, разработчика обвиняют в некотором самокопировании - во время прохождения можно периодически слышать саунды из игры-предшественницы. В то же время, CD содержит только свежие композиции, поэтому данное обстоятельство не заметно сразу.

Стоит отметить, что несмотря на обилие маленьких детей и плюшевых медведей, в игре полно недетского контента. Для начала, персонажи периодически так или иначе ругаются всякими нехорошими словечками (shit - самый слабый вариант). Плюс, поскольку игра посвящена проблеме скрытия нежелательных мнений от окружающих, примерно с середины появляются весьма щекотливые темы - скрытый гомосексуализм Кандзи Тацуми, например. А Рисэ Кудзикава в данном случае вообще является квинтэссенцией неприличия, ведь её данджен - стрипклуб! Сама же Тень Рисэ рассуждает о том, что она на самом деле показушница, которой только и нужно, чтобы на неё смотрели, танцуя при этом стриптиз, а образ монстра у Тени - здоровенная разноцветная стриптизёрша, которая при атаке изображает соответствующие движения. В общем, срочно уберите детей от экрана!

Но всё же, правильнее конечно будет сказать, что Persona 4 не неприличная, а просто достаточно "взрослая" игра, особенно по отношению к своей предшественнице. Простреливание собственной головы пистолетом, летающие бычьи головы, да и в целом сюжет про школьников-волшебников, сражающихся со злом, довольно сильно подпортили мне впечатление от Persona 3, в то время, как здесь всю эту бессмыслицу убрали, добавив глубокомысленности и начав разбирать личные проблемы людей.

По другую сторону чернухи расположены килограммы юмора - игра содержит кучи сценок, от которых невозможно не заулыбаться. "Вы купили одежду за мой счёт?" - вопит Ёске, - "Вы же знаете, я откладываю деньги на мотоцикл!" "Ага, только он тебе не нужен," - улыбаясь отвечает Чи. Вообще, взаимоотношения Чи и Ёске очень забавны. Но самым главным петросяном здесь, безусловно, является Тэдди. В нём смешно практически всё - как он ходит, говорит, пытаясь скрестить различные слова со словом Bear (Bear-sona!), защищается. Практически любая сцена, в которой принимает участие этот медведь, содержит хотя бы одну шутку, а бывают и просто убойные моменты. Его же постоянные домогательства девушек всё время заставляют улыбаться (особенно, учитывая, что он медведь, причём плюшевый).

В общем, что ни говори, а Persona 4 сама по себе - отличная игра. Богатая и разнообразная, основанная на японской (и не только) современной культуре и мифологии, проходить которую - одно удовольствие. Это такой душевный пендаль типам вроде основателя студии Bioware, которые считают, будто жанр jRPG ожидает крах. Это - отличное средство всем тем, кто давно уже ностальгирует по олд-скульным ролевым играм. Это, наконец - отличный наследник Persona 3, создавая который, разработчики обратились к пословице "тише едешь - дальше будешь", не став забегать слишком далеко от именитой предшественницы. Пройдите Persona 4, господа, вряд ли пожалеете.

Только зарегистрированные пользователи могут
оставлять комментарии на сайте.
Комментарии (всего: 9)
[1]

Предупреждения
   Rikvis :: 28 сентября 2013, 09:48 ::       
Несмотря на большинство положительных отзывов, так пока и не пошла. Зараза.

   Fahrengeit [ модератор ] :: 27 сентября 2013, 23:27 ::         
Цитата
а по сравнению с триумфальной персоной 3

Чем же она триумфальна

   Squall(c) :: 5 октября 2011, 21:02 ::   
Единственная часть в которую не играл.
Спасибо за ревью, очень подогрело интерес к игре.

   Raizan :: 3 декабря 2010, 19:26 ::         
На мой взгляд четвёртая часть получилась получше третьей. В неё приятнее играть, хоть в ней и не так много драматичных моментов как в третьей, в которой мне понравилось ощущение приближающегося конца света ближе к финалу (надо будет как-нибудь собраться и пройти таки Answer в FES'е).

Предупреждения
   Mostcus :: 27 ноября 2010, 10:30 ::           
Только триумфальная не 3я, а обе вторых.

   That's not my name :: 31 октября 2010, 07:22 ::       
Очень понравилось "вычислять" преступника, благо тут происходит много событий. Умение анализировать, внимательность и в путь. Я уделил игре много своего времени и нисколько об этом не жалею.

   foxhall :: 16 апреля 2010, 07:58 ::       
игруха средненькая...
а по сравнению с триумфальной персоной 3 вообще отстой...

   Coss11 :: 22 марта 2010, 02:48 ::       
Да отличная игра, сейчас прохожу на эмуляторе, АТАС!!! :smile:

   псих :: 20 марта 2010, 13:55 ::       
Игрушка неплохя. Прошел за несколько месяцев
[1]
Реклама: 
Рейтинг.ru        Яндекс.Метрика
Все материалы (c) 2002-2017 Final Fantasy Forever
Дизайн и движок (c) 2017 EvilSpider