Как и почти во всех Final Fantasy, игра проходит в двух режимах – "КАРТА" и "БОЕВОЙ ЭКРАН". На "Карте" происходят все сюжетные события, а на "боевом экране" - битвы. Исход которых может быть только один - ваша победа, иначе игра закончится смертью партии. Впрочем, как и в некоторых других частях, в Final Fantasy II есть заведомо проигрышные бои, в которых можно умирать без всяких опасений. Переход от одного экрана к другому происходит двумя способами - случайным (например, когда вы идете по карте мира или подземелью) и сюжетным (для этого вам надо войти в контакт с одиноко стоящим субъектом, который практически всегда оказывается "боссом" - монстром с повышенными характеристиками и пониженной убиваемостью). Рассмотрим подробнее оба этих экрана.
БОЕВОЙ ЭКРАН
С ним вы познакомитесь с самого начала игры. Слева вы видите врагов (обычно несколько). Справа - ваших героев.
Враги, расположенные ближе к героям, считаются стоящими "В ПЕРВОМ РЯДУ", расположенные дальше - "ВО ВТОРОМ". Врагов во втором ряду вы можете достать только при помощи луков и магии. То же самое касается самих героев. Переключение между рядами можно сделать и в меню на карте мира, и во время боя, нажав на кнопку "SELECT" (если вы играете на PS или NES) или кнопку клавиатуры ей соответствующую, если вы играете на эмуляторе.
Внизу слева вы видите окно, которое показывает состояние ваших героев:
В первой колонке - имена героев, затем через черту действительные и максимальные значения HP и число очков маны - MP. Имена своим героям вы можете придумать сами в самом начале игры.
HP (Hit Point) - показывает, насколько долго ваш герой способен выдерживать вражеские атаки. Максимальное число НР зависит от уровня персонажа. Как только чило до черты станет равным нулю, ваш персонаж попадает в состояние НОКАУТА (или СМЕРТИ), в котором он не может действовать до конца битвы, либо пока ему не вернут жизнь. Если все ваши персонажи получат НОКАУТ, то битва закончится. Вместе с игрой (почти всегда). Кстати, та же неприятность случится, если все ваши персонажи получат состояние ОКАМЕНЕНИЯ (Ston).
МР (Mana Point) - характеризует способность персонажа кастовать магию. С каждым заклинанием число МР уменьшается. Как только оно станет равным нулю, персонаж больше не сможет применять магию.
Теперь посмотрите на правую нижнюю часть экрана:
На этом экране - всё то, что вы можете сделать в бою, который разделяется на ходы. В начале хода вы выбираете для каждого персонажа действие, которое он будет выполнять. Для этого, кнопками "вверх" и "вниз" выберите это действие в меню, а затем нажмите "ОК". Fight - "атаковать физически", "Run" - бежать с поля боя, "Magic" - использовать магию, "Item" - использовать вещь или оружие в качестве вещи.
FIGHT - выберите эту команду, затем нажмите "ОК", затем кнопками направления выберите цель из числа врагов или друзей (иногда это тоже может понадобиться) и опять нажмите "ОК". Внимание! В Final Fantasy II НЕ поддерживается перенаправление атаки. То есть, если врага, на которого вы нацелили персонажа, уже убил другой ваш персонаж (или враг), то атака будет произведена по пустому месту (как и в Final Fantasy I).
RUN - если почувствуете недомогание или вдруг вспомните, что забыли выключить утюг, Run - самая что ни на есть ваша команда. Позволяет предоставить монстров самим себе и смыться с поля боя. Однако, учтите следующие тонкости. Вы не сможете сбежать из боя с боссом. Кроме того, персонажи убегают не все вместе, а по одиночке, так что задержавшиеся вполне могут получить на орехи за всю команду. Кроме того, попытка бегства может закончиться и неудачей. Тогда вы и ход потеряете и урон получите (но при этом есть шанс роста показателя Agl). На успех бегства влияют 2 показателя - Agl (подвижность персонажа) и Eva (увёртливость).
MAGIC - этой командой вы можете применить в бою магию, которая экипирована на персонаже. Если, конечно, у вас хватает МР. Для этого, выберите пункт "MAGIC", затем, из появившегося меню, заклинание, и наконец - его цель. Обычно на врагов кастуется чёрная магия, а на друзей - белая. Кстати, можно применить магию сразу на всех врагов или на всех друзей. Естественно, при этом она будет в соответствующее их числу раз слабее. О тонкостях использования магии читайте в соответствующем разделе.
ITEM - этой командой вы можете применить вещи, которыми снаряжены ваши герои. Это оружие, щит и ещё два других предмета на ваш выбор. Обратите внимание на то, что вы не можете использовать в бою весь инвентарь, а ТОЛЬКО вещи, снаряженные на героев. Поэтому перед каждым серьёзным боем лучше планируйте экипировку. Кроме того, не стоит использовать оружие, не имеющее эффектов в качестве вещи. И ход потеряете, и толку - ноль.
КАРТА МИРА
Имеет две разновидности. Общая карта мира и карта населённых пунктов (подземелий и деревень). Единственное отличие одной от другой состоит в том, что на карте мира отдельные пункты представлены схематично, и, кроме того, на ней не с кем разговаривать. Всё, что вы можете на ней сделать - это подраться в случайных стычках и добраться до нужного места. Кроме того, если вы играете на консоли, то на общей карте мира (в отличие от подземелий и деревень) вы можете сохранить игру в любом месте и применить предмет TENT, восстанавливающий НР и МР всех персонажей. Перемещение по Общей карте осуществляется при помощи кнопок направления. Если вы заметите нечто отличное от общего рельефа - подведите к этому НЕЧТО персонажа и оно почти всегда окажется деревней или подземельем.
ЛОКАЦИИ
В деревнях можно приятно провести время. Во-первых - пройтись по магазинам. Во-вторых - отдохнуть в гостинице и за небольшую плату вернуть свои потери в МР и НР. В третьих - поболтать с народом. Это даст кое-какую информацию, продвинет вас дальше по сюжету и может даже снабдить неплохим оружием. Так что - не теряйте времени и говорите с каждым встречным. Потеряться в пространстве вам не дадут вывески на зданиях.
|
|
|
|
|
Магазин "Оружие"
|
Магазин "Броня"
|
Гостиница
|
Магазин "Вещи"
|
Магазин "Магия"
|
Для приобретения обновок зайдите в дверь, подойдите к стойке и поговорите с продавцом. В магазинах вы можете не только купить ("BUY"), но и продать вещи (выберите соответствующий пункт меню "SELL", которое появится при попытке заговорить с продавцом). Продавать рекомендуем вещи, которые у вас в нескольких экземплярах или уже недостаточно мощны. Кроме того, в населенных пунктах вы можете использовать систему "выученных ключевых слов". При разговоре с некоторыми личностями (обычно это ключевые персонажи вроде Хильды и Павла) появится окно из двух слов. Первое слово ("Сказать") позволит вам использовать полученные знания в беседе с персонажем, а второй пункт - эти знания получить. Учите всё, что можно, и говорите все слова всем, кому можно. Ну или читайте соответствующий пункт руководства на Final Fantasy Forever. Зачем это всё нужно? Ну, например, вы можете получить кое-какую мелочёвку вроде Экскалибура.
В подземельях время можно провести не менее интересно. По сравнению с первой частью, измененния чисто косметические. Тыкаемся в тупики, собираем бесхозные вещички и воюем с непростыми врагами. Обычно каждое подземелье может похвастаться боссом. Так что рекомендутся перед засовыванием головы в подозрительную дырку сначала заночевать в палатке, а потом - сохранять игру.
Разобравшись с этим, перейдём к одной из самых определяющих в JRPG вещей:
ОКНО СТАТУСА
Как видно, всё достаточно просто. Вверху - список ваших героев (максимум 4 человека), трёх основных и одного "квестового", который время от времени будет появляться, чтобы несколько разнообразить вашу тоскливую жизнь. Ниже - список элементов меню, ещё ниже - количество заработанных денег. Выберите стрелкой нужный пункт и нажмите "ОК". Теперь - подробнее.
ITEM
Передвигая стрелку вверх-вниз, вы можете выбрать одну из вещей, которые наличествуют в инвентаре. Появится вторая стрелка. Переместив её в другое положение, вы можете поменять меcто вещи в инвентаре, либо отправить её в мусорный бак (вещь исчезнет) в правом нижнем углу (можно потренироваться в этом на Масамуне). Автосортировки, увы, не предусмотрено. Впрочем, при том числе вещей, которые поместятся в ваш инвентарь, она, пожалуй, даже и не нужна. Если вы дважды выберите одну и ту же вещь, то вы её тем самым примените. Вам предоставят список героев, на которых вы и можете её испытать. Выберите жертву и нажмите "ОК". Чтобы вернуться из этого меню в главное - нажмите кнопку "Отмена".
MAGIC
Выбрав этот пункт, вы должны будете выбрать еще и героя (стрелками + "ОК"), поскольку на каждого из них неожиданно расщедрившиеся разработчики выделили по собственному экрану магии. После этого, вы попадёте в окно, которое до ужаса напоминает "ITEM". На стильном синем фоне в два столбика вы видите список изученной персонажем магии. Обратите внимание, что для того, чтобы одно и то же заклинание появилось в меню у всех персонажей, необходимо купить его ДЛЯ ВСЕХ персонажей, при покупке назначая его каждому. Манипуляция с каждым заклинанием точно такая же, как в ITEM, только заклинания не исчезнут при использовании, а вместо этого уменьшится число MP. Если они станут равными нулю, или их будет недостаточно, то использовать магию не получится. Обратите внимание на цифры рядом с названием. Они показывают опытность персонажа в этом заклинании, которая "прокачивается" так же, как и способность владеть оружием.
EQUIP
Точно также, выбрав этот пункт, надо выбрать и героя. После этого, вы обнаружите, что на вашем герое даже что-то надето. Вверху вы увидите краткую информацию о персонаже. В средней части окна показано, что засунуто в какую руку. Выберите эту самую руку (а так же голову, тело или один из двух слотов для вещей) и появится стрелка в нижней части экрана (это ваш инвентарь, не узнали?). Выбираете вещичку из склада, щёлкаете "ОК" и радуетесь изменившейся Атаке (надеясь, что не в худшую сторону).
STATUS
На этот экран вы можете попасть тем же незамысловатым способом. Выбираете "Status" и героя. Тут ни на что понажимать не удастся, поскольку здесь всего лишь статистика по вашему герою. Правда, статистика довольно любопытная.
Pwr - физическая сила персонажа (без оружия), от которой зависит урон, получаемый врагами от физических атак. Она растёт, когда вы атакуете врагов физической атакой. Особенно эффективно одевать персонажа в тяжелую броню (воздержитесь от употребления Белой Магии, иначе рост замедлится и даже пойдет в обратную сторону).
Agl - подвижность персонажа. Определяет скорость персонажа (т.е., очерёдность во время хода и число атак, совершённых за ход) и его увёртливость (способность уворачиваться от атак - Eva). Она растёт, если на вас экипирован щит, а также при попытках к бегству.
Vit - жизнеспособность персонажа. От неё зависит увеличение НР и M.Pwr. Растёт, если ваш персонаж получает тяжёлые повреждения НР (воздержитесь от употребления заклинаний атакующей магии, иначе рост замедлится).
Int - интеллект, от которого зависит магический урон. "Качается" аналогично Pwr, только не физическими, а магическими атаками (воздержитесь от физических атак, иначе рост замедлится).
Soul - тот же винигрет, но в другую кастрюлю. От Души зависит степень влияния белой магии. И "качается" её же применением. Особенно благоприятно использовать для прокачки Soul посохи.
Def - защита персонажа от физических атак. Зависит от количества надетых на вашего персонажа касок.
Attack - Ещё одна атака. Интересно, зачем одному объекту две атаки? Похоже, эта атака зависит от экипированного оружия.
Hit% - точность ваших физических атак. Число слева зависит от уровня владения этим видом оружия (это число возможных ударов). Число справа - точность каждой атаки. Или же вероятность попасть по монстру.
Eva - увёртливость. Способность самому не попасть под дубину народной войны. Зависит от уровня владения щитом, который (уровень, а не щит) поднимается при любой атаке, если на герое экипирован щит.
M.Pwr - На неё по слухам влияет Int и Soul. Прокачивается, если потерять MP в бою.
MDef - зависит от Vit и M.Pwr. Показывает , насколько удачно персонаж может сопротивляться магическим атакам. Число слева - количество атак, от которых он может уклониться за 1 битву, а справа - шанс на уклонение.
Эти показатели делятся на два типа. Одни из них могут увеличиться после боя (Pwr, Agl, Vit, Int, Soul, M.Pwr), а остальные зависят от первых и снаряжения.
В самой нижней части окна - список умения владеть оружием (по числу видов). О нём читайте в разделе "Оружие". За каждый удар по врагу ваш герой получает по 1 очку к владению этим оружием. Как только их станет 100 - щёлк! Счётчик обнуляется, а уровень повышается на 1. Максимальный уровень - 16.
СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ГЕРОЕВ
В отличие от остальных игр серии Final Fantasy, герои в Final Fantasy II не имеют уровней. Их развитие осуществляется подобно некоторым онлайновым РПГ. Оно зависит от действий, которые производит ваш герой.
Каждый герой может владеть 8-ю видами оружия (если к нему отнести и щит). Именно они и получают уровни. Для того, чтобы получить новый уровень владения оружием, надо заработать 100 очков этого умения. А каждое очко даётся нелёгким упорным ударом по голове недругу. То же самое касается щитов. С каждым новым уровнем вы получаете возможность наносить за 1 ход ещё один удар этим видом оружия. Или рост уклонения (для щита). Максимальный уровень владения оружием - 16.
Точно так же, как владение оружием, усовершенствуются и магичесие способности героев. Только для этого надо применять не оружие, а соответствующее заклинание. Каждое заклинание имеет свой уровень умения и свой эффект от его роста.
Помимо этого, с числом выигранных битв ваши герои и сами становятся крепче. Для каждой из характеристик существует свой способ её "прокачки". Причём развитие одних характеристик сбалансировано компенсируется замедлением (а то и деградацией) роста других. Так что прокачать файтера - мага не получится при любом раскладе.
Несмотря на то, что у героев в Final Fantasy II нет официальных профессий, развивая их соответствующим образом (и используя соответствующее оружие) вы можете получить практически любого привычного вам профессионала. Никаких особых секретов тут нет, всё просто и прозрачно. Рыцарю экипируйте меч и щит, и атакуйте им врагов. Растет Pwr и Vit. На чёрного мага - лёгкую броню и посох (кинжал). Атакуйте магией. Получите рост Int и M. Pwr. Аналогично - белый маг. Только при использовании белой магии растет Soul и M.Pwr. Неплохой монах получится, если атаковать без оружия. А вот для получения быстрых атакующих классов (с высокой Agl) надо надеть на перса... 2 щита. Впрочем, максимальное число ударов, которые вы можете нанести за 1 ход - 20.
ФОРМУЛЫ
И, напоследок, немного математики.
Цена за отдых в гостинице = Потери НР/4 + Потери МР.
Полученные очки владения оружием = Число ударов - достигнутый уровень владения + константа монстра.
Уклонение = Agl + показатель уклоненния оружия*уровень оружия+ показатель уклонения щита*уровень щита - сумма всех потерь уклонения от брони. |