Вряд ли сейчас кто-нибудь начинает своё знакомство с вселенной Final Fantasy c
той самой первой игры, без порядкового номера, которая вышла для системы Famicom,
чтобы стать "лебединой песней" Squaresoft. Наверное, у многих она вызывает
интерес лишь как первая игра знаменитого сериала, которую вроде бы надо "пройти
для галочки" и забыть. И, поиграв час-другой, её откладывают в сторону. 8-битная
графика, одноканальное пиликанье, которое не выдержат даже самые преданные фанаты
Нобуо Уемацу, сюжет, состоящий из набора штампов и клише, длительные однообразные
бои - вот все те обвинения , которые выдвигают против неё с высоты современных
произведений интерактивного искусства. И лишь только самые преданные фанаты, нечеловеческими
усилиями воли проходят её до конца, чтобы больше не играть никогда. Но всё-таки,
можно ли сегодня, более 20 лет спустя, в принципе получать удовольствие от проведения
времени за "древними" NES-овскими Final Fantasy?
Почему взрослые не любят сказок? И любят фантастику? Сказки - чистейший экстракт
жизни, принципиальная схема с едва намеченными свойствами. Сказка всегда четка
, как тени на солнце, здесь нет полутонов, весь мир поделён на добро и зло, сказка
всегда тривиальна, чрезмерно нравоучительна. И... требует слишком много воображения.
Она похожа на уютный и наивный рисунок-чертёж средневекового зодчего. Художественные
произведения могут быть шедеврами, которые не банальны, не тривиальны, оставляют
много причин задуматься. Они закончены, как закончен средневековый собор. Но именно
его совершенство и законченность не оставляют места для фантазии. Сказка - это
принцип, художественный роман - совершенная, но частная его реализация.
Так вот, Final Fantasy - это сказка. Она проста и безыскусна, она и сюжетно и
графически отстоит от привычных нам "финалок" даже больше, чем трилогия
Толкина отстояла от кельтских легенд. Если последние части серии можно сравнить
с шикарной и почти настоящей копией меча, то первую - с деревянной палкой, условно
тот самый меч символизирующей. Пейзажи Final Fantasy XII и XIII захватывают дух,
но они для всех одинаковы и останутся такими навсегда. Пейзажи же оригинальной
Final Fantasy напоминают те рисунки в тетради, которыми мы сопровождали свои придуманные
в школе игры. И для того, чтобы получить от них радость, надо - увы - стать ребёнком.
Не ребёнком в интеллектуальном смысле слова, а ребёнком в восприятии, с неутомлённым
и неленивым воображением, неизбалованным "готовыми" красотами, который
сможет разглядеть в почти топографической 8-битной схеме величественный закат
над туманным заливом.
Сюжет в Final Fantasy вовсе не состоит из штампов, ведь их тогда ещё просто не
было. Это набор небольших, но не совсем уж тривиальных историй, не особенно связанных
между собой и мотивирующих игрока не столько на исследование мира, сколько на
конкретное перемещение из точки А в точку Б, в зависимости от сюжетной необходимости.
Вы оказываетесь в мире, где никто не говорит вам, что делать и куда идти - здесь
нет единого цельного сюжета, который заставил бы стремиться вперёд сквозь все
препятствия, чтобы узнать развязку истории. Герои Final Fantasy - безликие Воины
Света, которые должны спасти мир, но вот каким образом и от чего именно, станет
известно только к концу игры. Они даже не столько герои, сколько наблюдатели происходящего,
могущие повлиять на события, но не переживающие их. Спасение принцессы из рук
коварного злодея и погоня за украденным кристаллом могут казаться "заезженными",
но лишь только потому, что они - непременный атрибут сказки. И именно подражание
первым jRPG - и Final Fantasy в том числе - превратило их в штампы в конечном
итоге. И даже спустя два десятилетия, первая Final Fantasy, ручаюсь, не один раз
сможет удивить неожиданным поворотом такой простенькой, казалось бы, истории.
Мир включает в себя двадцать пять локаций, которые сами по себе не очень велики
(некоторые даже состоят из одного экрана), но каждая из них особенна и требует
к себе личного, отдельного подхода. Как и с боссами, их нельзя пройти напролом,
тут сперва необходимо проанализировать врагов, которые вам встретятся, изучить
их слабости, возможно поменять экипировку, чтобы вернуться опять. Большинство
локаций придётся посетить не один раз. Особенно, это касается городов, поскольку
сохранять игру (если вы не используете эмулятор) можно только в них и при использовании
палаток. Кроме того, многие локации имеют секретные сундуки с мощной экипировкой.
Чтобы получить её, в лучших традициях серии необходимо будет сперва пройти игру
чуть не до конца, а только затем возвращаться на "места боевой славы".
Игровая система наверняка покажется вам архаичной. Какой она, собственно говоря,
и должна быть. Битвы утомительны вовсе не по той причине, что они однообразны,
а именно потому, что они требуют постоянного контроля: в них нельзя машинально
нажимать кнопку "атаки" и "на автомате" лечиться. Каждая битва
и каждый удар должен быть направлен на конкретного врага, а если вы ошибётесь
- будет промах. Каждый каст магии даже в обычных боях должен быть продуман. Инвентарь
очень ограничен, как и количество денег, поэтому нельзя "затариться по полной"
и смело отправляться на врагов. Каждая покупка должна быть осмысленна, тем более,
что количество заклинаний для магов каждого уровня ограничено тремя, а самих заклинаний
- четыре, то есть, вам придётся выбирать, что важнее и ценнее для партии.
Несмотря на аскетичность дизайна, по прохождению оригинальная Final Fantasy -
одна из самых сложных игр в серии. Пожалуй, это будет больше всего раздражать
людей, привыкших к более современному, щадящему геймплею. Вторая особенность в
том, что вы не будете автоматически узнавать, куда следует двигаться дальше. Достаточно
быстро в вашем распоряжении оказывается средство передвижения практически по всему
миру и, собственно, карта. Именно светящиеся точки на карте и покажут вам места,
в которых вы должны побывать для раскрытия сюжета (и так небольшого). Причём,
ключевые фразы можно будет услышать у совсем незаметных NPC. Вас никто не ограничивает
в передвижении. После получения корабля (уже на третьем-четвёртом уровнях) вы
можете добраться практически до любой локации, но опять же никто не будет предупреждать
о том, где кончается зона слабых монстров, а где вас мгновенно порвут на тряпочки
враги, превышающие партию на пару десятков уровней. Победа над боссами даже при
высоком уровне персонажей не является тривиальной задачей (за исключением пары
самых первых) - просто закидать их шапками не получится, необходимо тщательно
изучать их слабости и разрабатывать тактику. Кроме того, Final Fantasy славится
большой затратой времени на развитие уровней. Те, кто привык основательно "прокачаться"
и уже потом ради сюжета с легкостью проходить игру, будут разочарованы нудностью
и бессмысленностью этого процесса, поскольку смысл геймплея Final Fantsy не в
прокачке, а в тщательном планировании ограниченных ресурсов.
По стандартам сегодняшнего времени, 8-битная графика не так уж сильно отличается
от 16-битной, поэтому супердеформированные персонажи и пейзажи Final Fantasy не
только почти идентичны тому, что было представлено в более поздних частях на NES,
но и даже Final Fantasy IV уступает разве что в красочности фонов, да большей
аскетничности спецэффектов в бою.
Про музыку можно сказать две вещи. Её написал Нобуо Уемацу и некоторые мелодии
из Final Fantasy I были впоследствии использованы в других играх серии, став узнаваемыми
и любимыми для фанатов. Но, увы, 8-битная реализация (и даже чуть продвинутая
версия саундтрека для PSOne) слишком уж далека от тех стандартов качества, к которым
мы привыкли сегодня. Так что нет ничего удивительного, если вам захочется вовсе
отключить звук телевизора и поиграть в тишине.
Пожалуй, утверждать, что "эту игру должен пройти каждый фанат" всё-таки
не стоит. Игра - это искусство, которое должно доставлять радость, и если вы не
найдёте этой радости в в первые пару часов игры, то не стоит, очевидно, и продолжать.
Эта игра принадлежит другой культуре и другой эпохе. Она спокойнее и размереннее,
чем более поздние игры серии. Она расчитана на неспешную игру, без постановки
сверхзадач "Пройти на 100%!" , "Собрать все редкие вещи!"
и т.д. Пожалуй, самая правильная модель игры в Final Fantasy - двигаться "по
сюжету", затрачивая ровно столько времени и усилий на развитие персонажей,
сколько это необходимо, не особенно беспокоясь о мощных раритетах, без которых
вполне можно дойти до финала (эти раритеты были в свое время мотивом для повторного
прохождения, но, увы, вряд ли будут таковыми сейчас). И, кто знает, быть может
именно в первой игре серии вы найдёте тот неуловимый и неописанный до сих пор
словами, знаменитый "дух Final Fantasy"...
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии на сайте.
Прохожу опять, спустя 10 лет после прохождения на PSOne. :) Origins не своей простотой и непринужденностью оставили неизгладимые впечатления, а именно своим великодушием и некой черты в доле важности твоей роли. Всем шампанского. Я го за раритетами :) PS: Спасибо за яркое ревью!
dragons26 :: 11 ноября 2014, 16:19 ::
финал фентези игра очень хорошая
nanik007 :: 25 сентября 2014, 14:02 ::
Очень спорная статья. Даже в плане музыки. Чем плох саундтрек? А тем более в плейстейшеновской обработке. Насчет сложности : ведь даже интереснее вырабатывать стратегию, а не лупить "Х" как в 13ой части, изредка меняя парадигмы. Я прошел первую часть ремастмрованную под псп и остался очень доволен. Ни разу в плане нудности она меня не напрягла.
Abandoned :: 19 мая 2014, 13:30 ::
Прохожу сейчас и... она классная) Ревью очень понравилось, молодцы!
NAVl :: 13 января 2014, 22:22 ::
Попробую погамать)
Чёрный Вальс :: 23 августа 2013, 15:26 ::
мда... было время...
Авадон :: 7 июня 2013, 13:48 ::
На фоне игр того времени эта была настоящим чудом и прорывом.
Жаль, что нынешний "SquareEnix" забыл традици тогдашних "Square" и "Enix'а" (-__-)