Пятая часть Final Fantasy, разработанная
для системы Super Famicom, появилась в продаже
6 декабря 1992 года, спустя почти полтора года
после выхода в Японии Final Fantasy IV. Впервые,
игре из сериала удалось разойтись тиражом, превышающим
2 миллиона копий, что, безусловно, говорило о
всё возрастающем интересе к серии Final Fantasy
в Японии, хотя догнать по продажам своего прямого
конкурента Dragon Quest ей по-прежнему не удавалось.
В 1993 году, в послании Square, опубликованном
в третьем выпуске "Ogopogo Examiner"
(информационные брошюры, распространявшиеся самой
Square в период с 1992 по 1994 годы), компания
объявила о начале работ по переводу Final Fantasy
V на английский язык. Англоязычная версия должна
была появиться на прилавках под именем Final Fantasy
III, а задержки с началом перевода компания объясняла
нехваткой персонала, большая часть которого была
занята работой над следующей игрой из серии Final
Fantasy. Позже, переводчик компании, Тэд Вулси
(Ted Woolsey), в своём интервью (сентябрь 1994
года) заявил, что компания посчитала нецелесообразным
выпуск такой сложной игры на рынок США, и что
вместо этого ведутся работы над облегчённым портом,
получившем предварительное имя "Final Fantasy
Extreme", хотя, как заметил Тэд: "всё
ещё может измениться". Его сомнения оправдались
сполна, и пятой части так и не суждено было обзавестись
североамериканским вариантом.
В 1997 году, студия "Top Dog Software"
была нанята Square для портирования игры на персональный
компьютер, но и третья попытка не увенчалась успехом.
Позже, из интервью программистов студии "Top
Dog" выяснилось, что основной причиной прекращения
работ стало слишком слабое взаимодействие между
разработчиками и Square. Проект в итоге был отменён,
даже несмотря на то, что большая часть работ уже
была завершена.
Таким образом, впервые поиграть в Final Fantasy
V на английском языке довелось лишь в 1999 году,
когда игра вышла в Северной Америке в составе
коллекции "Final Fantasy Anthology".
Европе пришлось ждать своего часа ещё дольше -
Final Fantasy V дебютировала там лишь в 2002 году,
спустя 10 лет после выхода оригинала.
В глобальном читательском голосовании японского
журнала "Famitsu", в 2006 году предложившем
своим читателям назвать 100 лучших игр за всё
время существования игровой индустрии, Final Fantasy
V заняла почётное 15-е место.
Final Fantasy V (Super Famicom)
В Final Fantasy V использовалась
уже знакомая система ATB (Active Time Battle),
впервые продемонстрированная в четвёртой части,
с тем лишь отличием, что теперь напротив имени
и количества жизней каждого персонажа появилась
специальная шкала, по заполнению которой игрок
мог задать любую из имеющихся команд. Final Fantasy
V также вернулась к уже использовавшейся в третьей
части Системе профессий (Job System) - в игре
было представлено в общей сложности 22 профессии,
доступ к которым открывался после путешествия
к новым кристаллам. Обмундирование, магические
спеллы и различные предметы всё также покупались
в имеющихся в игре магазинах и находились во множестве
разбросанных по городам и подземельям сундуков.
Как и в третьей части, после удачно проведённого
боя персонажи получали Очки опыта (Experience
Point, EXP) и Очки умений (Ability Point, ABP),
хотя последние теперь тратились на повышение уровня
используемой профессии, а не на её изменение.
При получении максимального уровня какой-либо
из профессий, персонаж "запоминал" свойственные
ей способности, после чего мог поставить их в
два имеющихся слота и использовать в связке с
любой другой профессией. Это позволяло, к примеру,
будучи Рыцарем (Knight), одновременно использовать
Белую Магию или способность Украсть (Steal), в
нужной мере развив профессии Белого Мага (White
Mage) и Вора (Thief), соответственно. При этом,
конечно же, оставалась возможность пользоваться
всеми преимуществами самой профессии Рыцарь, как
то высокая защита и нанесение весьма серьёзных
физических повреждений врагам. Подобных вариантов
для различных манипуляций с профессиями и способностями
было множество, поэтому игра понравилась, в первую
очередь, хардкорным игрокам, любящим долгую и
осмысленную прокачку.
Впервые в игре сериала появились сильные опциональные
боссы - Omega и Shinryu, которые были на порядок
мощнее даже последнего босса и требовали от игрока
дополнительной прокачки и определённой тактики.
Поэтому, можно сказать, что именно пятая часть
явила фанатам так называемых Орудий (Weapons)
- наиболее сильных монстров в игре, впоследствии,
в том или ином виде, появляющихся во всех играх
основной серии. Именно в пятой части также впервые
появились различные квесты и битвы, которые были
ограничены по времени (окончание времени приводило
к появлению надписи "Game Over").
Сюжет
1000 лет назад злой колдун Энуо
(Enuo), в попытке уничтожить мир, создал "Пустоту",
угрожающую целостности мира. Людям удалось одолеть
Энуо с помощью двенадцати легендарных оружий,
но уничтожить "Пустоту" так и не получилось.
Тогда они воспользовались силой четырёх элементальных
кристаллов, которые были расколоты надвое, благодаря
чему и сам мир раскололся на две части, в пространстве
между между которыми и была заперта "Пустота".
За 30 лет до начала игровых событий, в лесу Мур
(Forest of Moore), находящемся во втором мире,
пробудилось Злое Дерево, принявшее форму Тёмного
Рыцаря по имени ExDeath (X-Death в западных версиях
для PSX). Он отправился в первый мир с желанием
уничтожить элементальные кристаллы, но Четыре
Воина Рассвета (Four Warriors of the Dawn - Galuf
Halm Baldesion, Xezat Matias Surgate, Kelger Vlondett
и Dorgann Klauser) победили его и заперли в первом
мире, использовав силу элементальных кристаллов.
Но через 30 лет ExDeath начал возрождаться, контролируя
разум некоторых людей и направляя их на уничтожение
четырёх кристаллов, сдерживающих его печатью.
Именно в этот момент в игру вступают главные герои
игры, ставя перед собой цель во что бы то ни стало
предотвратить полное пробуждение ExDeath и высвобождение
зловещей "Пустоты".
Персонажи и монстры
Пятая часть не изменила уже нарождающейся
традиции, явив полноценных "живых" персонажей,
способных некоторую часть сюжета отобрать под
свои нужды. Правда, Final Fantasy V вышла несколько
более ужатой в сюжете, чем предыдущая часть, и
значительная часть критики обрушилась на игру
как раз за отсутствие полноценных "бэкстори"
- развития характеров персонажей, равно как и
за практически полное отсутствие мотивации для
уничтожения мира у главного антагониста.
Bartz Klauser (Butz Klauser
в японской версии) - юноша, путешествующий по
миру вместе со своим чокобо Боко (Boco). Он является
сыном одного из Четырёх Воинов Рассвета, 30 лет
назад запечатавших зловещего ExDeath'а. Бартц
потерял свою мать в совсем юном возрасте, поэтому
забота о нём полностью легла на плечи отца. Он
умер по достижении Бартцем 17-ти лет, оставив
сыну наставление путешествовать по миру. Его странствие
(а вместе с ним и игра) начинается в тот момент,
когда он неожиданно обнаруживает упавший неподалёку
метеорит. Главный герой связан с элементом "Ветер"
(Wind).
Lenna Charlotte Tycoon (Reina
Charlotte Tycoon в Anthology-версии) - молодая
принцесса королевства Тайкун (Tycoon). После того,
как король не вернулся из Храма Ветра, она самостоятельно
отправилась туда, с желанием отыскать своего пропавшего
отца, где в самом начале пути её дважды спасает
от верной смерти путешественник Бартц. Ленна весьма
отважная и смелая принцесса, всегда готовая рискнуть
собственной жизнью ради достижения поставленной
цели. Она также является одним из новых Воинов
Рассвета, связанной с элементом "Вода"
(Water).
Faris Scherwiz - капитан
пиратского корабля. Впервые встречает нашу команду,
когда те пытаются увести корабль прямо из-под
носа пиратов, для путешествия к Храму Ветра, хотя
эта попытка благополучно проваливается. Сперва,
Фарис не проявляет никакого интереса к команде
и бесцеремонно отправляет их в корабельную тюрьму,
но после того, как она замечает, что на Ленне
имеется очень знакомый амулет, отпускает команду
и вместе с ними отправляется к Храму Ветра. Поначалу,
Фарис скрывает свой настоящий пол, но Бартц, ворвавшийся
в её комнату, вскоре разрешает этот вопрос. В
начале путешествия её сопровождает дракон Syldra
(Hydra в версиях для PSX), который позволяет кораблю
двигаться без ветра. Позже, Фарис узнаёт, что
её настоящее имя Сариса Хайвинд Тайкун (Sarisa
Highwind Tycoon / Salsa Charlotte Tycoon в версиях
для PSX), и она также Воин Рассвета, связанный
с элементом "Огонь" (Fire).
Galuf Halm Baldesion - король
замка Бал (Bal), находящегося в секретном подземелье
второго мира, а также один из первых Воинов Рассвета,
30 лет назад запечатавших ExDeath'а силой элементальных
кристаллов. Галуф прибывает вместе с метеоритом
и практически полной амнезией в комплекте, которая,
тем не менее, помогает команде справиться с одним
противным боссом. По прибытию в первый мир, вскоре
он встречает Ленну и Бартца, вспоминая своё настоящее
имя. После того, как он узнаёт, что Ленна направляется
в Храм Ветра, он вспоминает, что до амнезии задавался
такой же целью, и решает отправиться туда вместе
с ней.
Krile Mayer Baldesion -
внучка Галуфа. Обладает способностями, дающими
ей возможность общаться с муглами и драконами.
И, хотя практически до самого конца игры она не
является игровым персонажем, всеми силами помогает
в борьбе с мировым злом. Лишь ближе к концу игры
она полноценно присоединяется к команде в качестве
четвёртого персонажа и последнего Воина Рассвета,
получая в наследство все способности и выученные
профессии от Галуфа. Её магический элемент - "Земля"
(Earth).
Как всегда, не обошлось и без Сида,
у которого в Final Fantasy V даже появился внук.
Впервые в серии появился Gilgamesh (в качестве
враждебно настроенного эксцентричного босса),
который позднее использовался и в других играх
сериала как в качестве NPC или босса, так и в
качестве саммона.
Ремейки
Final Fantasy V (PlayStation)
- как и все ранее вышедшие ремейки для игровой
системы от Sony, Final Fantasy V также была портирована
компанией TOSE. В Японии, игра вышла 19 марта
1998 года, после чего, в комплекте с четвёртой
и шестой частями, ещё раз появилась на японских
прилавках 11 марта 1999 года, уже в составе "Final
Fantasy Collection". В Северной Америке (вместе
с Final Fantasy VI) и Европе (вместе с Final Fantasy
IV) игра вышла в составе сборника "Final
Fantasy Anthology" - 30 сентября 1999 года
и 17 мая 2002 года, соответственно. Это было самое
первое издание Final Fantasy V для этих территорий.
Отличия у релиза были традиционными для всех портов
на эту игровую систему - некоторое улучшение графического
и звукового аспектов игры, а также добавление
двух FMV-роликов (в начале и в конце). Скрипт
для английской версии игры отличился целым рядом
неточностей и откровенных ошибок.
Final Fantasy V Advance (GameBoy
Advance) - на портативную систему от Nintendo,
Final Fantasy V также была портирована компанией
TOSE и появилась на японских прилавках 12 октября
2006 года. Позднее, игра появилась также в Северной
Америке (6 ноября 2006 года) и Европе (13 апреля
2007 года).
Версия игры для GBA как всегда порадовала геймеров
разнообразными приятными бонусами. Появились четыре
новые профессии (Gladiator, Cannoneer, Necromancer
и Oracle), новое обмундирование, дополнительное
30-этажное подземелье и местечко под названием
"Cloister of the Dead", где игроку предстояло
сразиться с большим количеством боссов. Помимо
этого, игра обзавелась новым английским переводом
(были исправлены все неточности скрипта PSX-версии),
а также бестиарием и музыкальным проигрывателем
(который становился доступным после первого прохождения).
В виде полноценного босса в игре появился персонаж
Энуо, о котором в оригинальной игре было лишь
упоминание в сюжете. Стоит также отметить, что
управление во время боя в GBA-версии стало куда
более приятным и отзывчивым (этого, к слову, явно
недоставало Final Fantasy IV, ранее появившейся
на GBA).
Экранизация
Аниме "Final Fantasy: Legend
of the Crystals", транслировавшееся в Японии
с марта по август 1994 года, стало первой попыткой
компании вывести сериал за пределы игрового мира.
Нельзя сказать, что попытка оказалась провальной,
но и особых лавров этому аниме, состоящему из
четырёх 30-минутных серий, снискать не удалось.
Даже при том, что выпуском аниме занималась весьма
известная студия "Madhouse", а в режиссёрах
значился не менее известный Рин Таро.
На самом деле, данный проект является скорее сиквелом
к самой игре, в некотором роде продолжая события,
происходящие в ней. Хотя, одновременно с этим
аниме повторяет события Final Fantasy V, где новые
(но очень похожие на старых) персонажи пускаются
в точно такое же путешествие к уцелевшему Кристаллу
Ветра, с желанием защитить его и предотвратить
тем самым хаос и разрушения.
Музыка
Final Fantasy V Original Sound
Version
Саундтрек впервые появился в продаже 7 декабря
1992 года. По словам Уемацу, для игры было написано
более 100 треков, но пришлось выбирать, и в конечном
счёте он оставил лишь 67 композиций, которые были
разделены на два диска (34 трека на первом и 33
на втором). Альбом был записан на студии Sunrise
Studio и издан компанией Square Brand/NTT. Впоследствии,
альбом два раза переиздавался - 26 ноября 1994
года и 1 октября 2004 года, но издателем уже выступала
компания NTT Publishing.
Некоторые неиспользованные треки (например, "The
Fierce Battle"), были впоследствии использованы
при создании саундтрека к Final Fantasy IX. Композиция
"Clash on the Big Bridge" была исполнена
группой Уемацу "The Black Mages" в новой
рок-аранжировке. Также, в конце 1992 года вышел
мини-альбом "Final Fantasy V: 5+1",
содержащий 5 треков из оригинальной игры и композицию
"Matoya's Cave" из первой части Final
Fantasy.
Final Fantasy V Dear Friends
Альбом, содержащий 14 треков из оригинальной игры,
исполненных в новой аранжировке Нобуо Уемацу.
Помимо живых инструментов, в некоторых треках
также использовался синтезатор. Вокал в композиции
"My Home, Sweet Home" принадлежит финнской
певице Angelit. Альбом, впервые изданный Square
Brand/NTT, появился в продаже 25 марта 1993 года,
и дважды переиздавался впоследствии.
Final Fantasy V Piano Collections
Второй альбом из серии "Piano Collections".
Впервые был издан 21 июня 1993 года компанией
Square Brand/NTT, после чего также два раза переиздавался
компанией NTT Publishing - 24 сентября 1994 года
и 27 июня 2001 года. Альбом состоял из 13 композиций,
аранжированных и исполненных на фортепьяно Сиро
Сато (Shirou Satou).
Помимо этого, в 1993 году в Японии вышел мини-альбом
"Final Fantasy V: Mambo de Chocobo",
содержащий 6 треков - ремикс "Mambo de Chocobo",
ещё 4 композиции, не попавших в игру, и трек "Final
Fantasy Megamix", представляющий из себя
микс из различных игровых тем. В США также появился
диск "Music From Final Fantasy V and Final
Fantasy VI Video Games" (Final Fantasy Anthology
Soundtrack), который был доступен лишь в комплекте
с североамериканской версией "Final Fantasy
Anthology" - на нём содержалось 9 оригинальных
треков из Final Fantasy V и 13 треков из Final
Fantasy VI, а также FMV-ролики из обеих игр.
Разработчики
За реализацию системы ATB, как
и в предыдущей части, отвечали Хироюки Ито (Hiroyuki
Itо) и Акихико Мацуи (Akihiko Matsui).
Музыкой занимался бессменный Нобуо Уемацу (Nobuo
Uematsu). Дизайнером логотипа и персонажей
остался Ёситака Амано (Yoshitaka Amano).
На посту дизайнера монстров состоялось знаковое
появление тогда ещё молодого и совсем никому не
известного Тецуи Номуры (Tetsuya Nomura).
Звуковыми эффектами, помимо Кендзи Ито (Kenji
Ito) и Ёсихико Маекавы (Yoshihiko Maekawa),
занимался ещё один знаковый персонаж - Ясунори
Мицуда (Yasunori Mitsuda). Дизайнерами
мировой карты выступили Каори Танака (Kaori
Tanaka), Юкико Сасаки (Yukiko Sasaki)
и Хидетоси Кезука (Hidetoshi Kezuka). Исполнительные
директоры проекта - Тецуо Мизуно (Tetsuo Mizuno)
и Хитоси Такемура (Hitoshi Takemura).
Релизы
Название
|
Платформа
|
Релиз
|
Регион
|
Издатель
|
Носитель
|
Оригинал
|
Final
Fantasy V
|
Super
Famicom
|
06.12.92
|
JP
|
Square
Co., Ltd
|
картридж
|
Порт
|
Final
Fantasy III
|
SNES
|
не
вышла
|
US
|
Square
Soft, Inc.
|
картридж
|
Final
Fantasy Extreme
|
SNES
|
не
вышла
|
US
|
Square
Soft, Inc.
|
картридж
|
Final
Fantasy V
|
PC
|
не
вышла
|
US
|
Top
Dog Software
|
картридж
|
Ремейки
|
Final
Fantasy V
|
PSX
|
19.03.98
|
JP
|
Square
Co., Ltd
|
CD-ROM
|
Final
Fantasy Collection
|
PSX
|
11.03.99
|
JP
|
Square
Co., Ltd
|
CD-ROM
|
Final
Fantasy Anthology
|
PSX
|
30.09.99
|
US
|
Square
Electronic Arts
|
CD-ROM
|
Final
Fantasy Anthology
|
PSX
|
17.05.02
|
EU
|
SCE
Europe
|
CD-ROM
|
Final
Fantasy V Advance
|
GBA
|
12.10.06
|
US
|
Nintendo
of America
|
картридж
|
Final
Fantasy V Advance
|
GBA
|
06.11.06
|
JP
|
Square
Enix
|
картридж
|
Final
Fantasy V Advance
|
GBA
|
13.04.07
|
EU
|
Nintendo
of Europe
|
картридж
|
Скриншоты (Super Famicom)