Содержание
Вступление
Final Fantasy – для многих она уже давно перестала быть игрой
в обычном понимании этого слова. Скорее это отдельное направление, мощный разрастающийся
остров в бесконечном океане всё новых и новых игр. Меняются миры, меняются герои,
сюжеты и цели, но название остаётся. Два простых слова заключают в себе великую
энергию, неиссякаемую энергию миллионов игроков всего мира. А что, если попытаться
с помощью этой энергии захватить новую игровую нишу, что если попытаться объединить
эту силу и сплотить фанатов? В 2002 году именно это и сделала Square, воплотив
свою очередную казалось бы невероятную идею в Final Fantasy XI, добавив к названию
приписку "Online".
Одно дело рубить орды чудовищ с осознанием того, что вы – один-единственный
живой герой в этом мире. Рубить их, чтобы сделать своих персонажей сильнее, дабы
толкать их дальше по лабиринту сюжета и достойно дать бой последнему врагу. И
ведь совсем другая история, когда практически за каждым персонажем игрового мира
стоит такой же реальный игрок, как и вы, а самого-самого последнего врага – его
и вовсе нет! Разработчики переняли эту изюминку, объединив игроков реального мира
в мире виртуальном, а мы в итоге получили в свои руки огромный онлайн-мир Вана'диель
(Vana'diel), пронизанный духом Final Fantasy.
История разработки
Отцом-основателем Final Fantasy XI стал Хиронобу Сакагути.
В середине 1997 года, в свою бытность руководителем дочерней компании Square Pictures,
он вдохновился успехом западных онлайн-игр и задумался: а почему бы и нет? Совсем
не больших трудов стоило Сакагути продвинуть свою идею и добиться от компании
решения запустить собственный проект в жанре MMORPG (Massively multiplayer online
role-playing game). К разработке была привлечена команда, работавшая ранее над
Chrono Cross.
Final Fantasy XI стала не только первой мультиплатформенной игрой в серии, но
к тому же и первой в мире кросплатформенной MMORPG. Изначально она вышла на PS2
и PC, а позднее появилась и версия для Xbox 360. И даже ранние версии PS3 вполне
себе поддерживали Final Fantasy XI благодаря обратной совместимости с PS2. Несмотря
на такое разнообразие, подавляющее большинство игроков во всём мире использует
для игры персональные компьютеры. И делают это вполне обоснованно. Только представьте
себе всю свистопляску, связанную с необходимостью подключения к приставке жесткого
диска, клавиатуры, модема, настройки выхода в Интернет, – и всё станет ясно.
На разработку самой игры (а вместе с ней и онлайн-сервиса PlayOnline) было потрачено
порядка $25 млн. Даже благодаря обязательной абонентской плате и медленно, но
верно растущему количеству постоянных игроков, проект вышел на самоокупаемость
лишь после пяти лет своего существования, к середине 2006 года. К концу 2002 года,
по заявлению президента Square Ёити Вады, количество подписчиков на игру превысило
200.000 человек, а к концу 2004 года общее количество игроков увеличилось до 500.000
пользователей, использующих порядка миллиона активных персонажей внутри игры.
До появления в конце 2004 года западной игры World of Warcraft, Final Fantasy
XI по количеству активных игроков была самой популярной MMORPG в мире. В настоящий
момент, в Final Fantasy XI ежедневно играют от 200.000 до 300.000 игроков, и она
по-прежнему остаётся доминирующей онлайн-игрой в Японии.
За время существования Final Fantasy XI, в свет вышли 4 так называемых "expansion
pack" или, попросту, дополнения к исходной Final Fantasy XI. Их установка
несёт добавление новых многочисленных игровых зон, новых профессий, миссий, монстров
и снаряжения.
Rise of the Zilart
|
Возрождение Зиларта
|
2003 год
|
Chains of Promathia
|
Цепи Проматии
|
2004 год
|
Treasures of Aht Urhgan
|
Сокровища Ат Ургана
|
2006 год
|
Wings of the Goddess
|
Крылья Богини
|
2007 год
|
В 2008 году вышло издание «Vana'diel Collection 2008», объединяющее
в себе как оригинальную Final Fantasy XI, так и все дополнения. Масштабные expansion
pack'и надёжно обеспечивают игре продление жизненного цикла и, благодаря возрождающейся
при их выходе рекламе Final Fantasy XI, отлично играют на привлечение новых пользователей.
Но, довольно ходить всё вокруг да около! Глубоко вдохните, успокойтесь, расслабьтесь
и обязательно включите фантазию, иначе никакого чуда не произойдёт. Внимание:
мы отправляемся в Вана'диель!
Вана'диель: экскурс в историю
Прекрасен и велик чудной мир Вана'диель. И, как и всякий настоящий
мир, имеет он превеликое множество ликов. Живых и прекрасных, как прохладные лесные
царства деревьев-исполинов, что так же глубоко уходят корнями в землю, что и ветвями
в небеса. Ликов суровых и неприветливых, как бурые покрывала сухих степей, где
камень и песок давно потеснили плодородную почву, а чахлые деревья, отчаянно борющиеся
за существование, не превышают размерами человека. Или же места, где нет ничего
кроме камня и льда, подвластные губительному солнцу раскалённые пустыни, где даже
самые могучие из кактуаров держатся не более часа вне тени. Рассвет привычно озаряет
небеса, нежно-голубые, порой, с вереницей пушистых облаков. Горячий красный закат
уступает место холодной сапфировой глубине вечернего небосвода. Течение времени
здесь куда быстрее, чем все мы привыкли, и потому – вот на Вана'диель уже смотрят
звёзды. Отчаянно впитывают они его красоту, пока надвигающаяся гроза и вечные
её спутники тучи не отделяют землю от небес непроглядной серой мглой. Раскат грома,
где-то за зелёными холмами хлестнула молния; влажным шёпотом травы, листвы, воды
наполняется бескрайний мир...
И как разнообразен лик Вана'диеля, так же полон сонм разновеликих
его обитателей. Все они, так или иначе, нашли себе пристанище, которое могут называть
своим домом. Великие воители, гордые Эльваны выводят бесчисленные строки своих
законов в лесном королевстве Сан д'Ория. Низкорослый, что порой можно спутать
с перекати-поле, диковинный народ Тарутару основал федерацию Виндарст среди мёртвого
красного камня в волшебном оазисе и бок о бок живёт с кошачьей женской расой славных
охотников Митра. Республику Басток, над каменными чертогами которой вечно клубится
дым из кузнечных мастерских и плавильных цехов, продвигают Хьюмы – вездесущие
люди. Даже если заглянуть в те края, где не ступала нога прочих народов, мы непременно
их встретим. Людские инженерные идеи, вместе с великой силой могучей расы Галка,
дали возможность осваивать Вана'диель даже в недрах скал и вознестись к облакам,
выведя Басток на первое место по военной мощи. То были расы просветлённые, жаждущие
познания, пускай частенько находящие повод для раздора. Расы, рождённые по преданиям
из пяти слёз богини Альтаны.
Но, как и водится, самые благородные стремления порой умирают под натиском зависти,
глупости, серости, да и просто беспричинной ненависти. Объединённые орды из рас
свирепых зверолюдей Квадавов, Орков и Ягудо, самых страшных зверей Вана'диеля
и расы демонов Теневого Лорда, под едиными флагами Конфедерации Зверолюдей лавиной
обрушились на главные оплоты мирных народов, погрузив Вана'диель в пучину Войны
Кристаллов, самой кровавой войны в его истории. Твари, созданные мстительным богом
Проматией. Однако, неся тяжелые потери в одиночку, развитые мировые нации, сплочённые
Графом Кам'ланаутом из Великого Герцогства Джуно, организовали Объединённые Силы
Альтаны, сумевшие в течение двух лет сломить и рассеять страшную армию зверолюдей.
Мало-помалу разрушенное было восстановлено, привычные заботы,
мелкие политические конфликты, борьба меж государствами за первенство в той или
иной области вытеснили воспоминания о страшной войне, и мир вроде бы зажил, как
и прежде. Вот только то тут, то там ползли слухи об активности рассеянных остатков
зверолюдей. А кто-то даже говаривал, что сам Теневой Лорд, ужас всех разумных
созданий Вана'диеля, так и не был повержен. Правда ли это? Может, вам самим стоит
проверить?
Процесс активации и регистрации
Но не всё так быстро! И уж точно совсем не просто. Прежде,
чем столкнуться с испытаниями, уготовленными Вана'диелем, предстоит вам пройти
тест на находчивость, терпение и внимание. Тест, который выдерживали далеко не
все. А именно: процесс регистрации в службе PlayOnline и активации самой игры
и её дополнений. Дабы не лишать вас этого удовольствия и не вгонять в уныние,
кратко отмечу только основные моменты.
Начать необходимо с того, что никакие пиратские версии и копии здесь не прокатят,
поскольку без кодов регистрации в сервисе PlayOnline, кодов для самой Final Fantasy
XI и всех её дополнений, диск с игрой бесполезен. Стоимость игры в России колеблется
в районе 1500 р. Выходящие отдельно дополнения или же специальные версии, включающие
в себя все обновления и исходную игру, имеют примерно такую же стоимость. Кроме
того, найти её в продаже совсем непросто...
Далее, самое главное - это способ внесения абонентской платы, для чего требуется
пластиковая кредитная карта. К оплате принимаются карты двух компаний: Visa и
MasterCard. Виды этих карт – любые, за исключением Electron (Visa) и Maestro (MC).
В переводе в рубли абонентская плата составляет примерно 485р. в месяц. Не имея
на руках действующей карты с минимальной вышеуказанной суммой, не стоит даже начинать
процесс регистрации!
Таким образом, только добыв лицензионную игру (российским официальным издателем
является компания «Акелла»), пластиковую карточку и выход в Интернет, можно приступать
к процессу установки приложения "PlayOnline Viewer", Final Fantasy XI
и последующей свистопляске. После всего этого, Square Enix узнает о вашем существовании
и с удовольствием будет каждый месяц списывать абонентскую плату с указанной карточки,
причём вне зависимости от того, играете вы или нет. Чтобы остановить такое самоуправство,
необходимо своевременно блокировать свой аккаунт.
|
Итак, тест успешно вами пройден, и в качестве сиюсекундного
приза Final Fantasy XI продемонстрирует замечательный вступительный ролик, рассказывающий
о событиях последних лет Вана'диеля. Единственный в игре, но заслуживающий высшей
оценки CG-ролик под единственную же вокальную тему, исполненную на искусственном
языке эсперанто. Главным же подарком за муки от Square Enix станет 30-дневный
бесплатный период для игры (однако, на указанной при регистрации карточке всё
равно должна присутствовать сумма, достаточная, по крайне мере, для разового списания
абонентской платы).
На пороге: создание игрового персонажа
Поверьте, восторг после прорыва внутрь игры неописуем. Бесчисленные
окна регистраций, активаций, скачивания обновлений хотя и представляют определённый
интерес, но довольно утомительны. Ну а если вам вдруг не повезёт с первого раза
или, ни дай бог, со второго, на третий раз придётся туго, а то и вовсе проклянёте
противный ПлейОнлайн.
Восторг плавно переходит к вполне естественному поэтапному созданию будущего игрового
персонажа. И вот тут стоит крепко призадуматься: а не возненавидите ли вы свой
выбор после недели-другой игры? Ведь выбираете вы расу и внешний вид персонажа
не простой игры, а онлайновой, с которым при благоприятном раскладе вам придётся
провести ни один год. Кратко рассмотрим эти расы.
|
|
Эльваны / Elvaan – очевидные родичи эльфов, стройные,
красивые, прекрасные воины-мечники (никак не лучники).
Хьюмы / Hume – они же люди. Скучновато, да, но зато золотая середина, ведь
на все руки мастера.
Галка / Galka – у огромных хвостатых представителей этой чисто мужской
расы на лбах написано «труднорабочие» или «смертовоины».
Митра / Mithra – привлекательные, всегда улыбающиеся, жутко милые женщины-кошки,
очень шустрые и ловкие.
Тарутару / Tarutaru – нельзя не вспомнить Чебурашку, глядя на этот низкорослый
народец, преуспевший во владении магией.
Далее следует выбор пола персонажа, что никак не отражается на его характеристиках
и служит исключительно для разнообразия обитателей игрового мира, а также для
воплощения тайных сексуальных и прочих фантазий игроков. Для этих же целей с недавних
пор в игру введена возможность свадебной церемонии между персонажами. Сюда же
можно отнести выбор типа лица, вида и цвета причёски, а также размер модели персонажа.
Следующим выбором в создании персонажа станет профессия. И это самый важный и
сложный выбор, поскольку он в большoй степени определяет всю последующую модель
игры. Рассмотрим первоначально доступные профессии.
Воин / Warrior – мастак на всевозможные физические
атаки, может носить практически всю броню и браться за любое оружие.
Монах / Monk – слабую броню компенсируют быстрые атаки и высокое здоровье.
Вор / Thief – быстрый и ловкий, но слабый как в защите, так и в атаке.
Белый Маг / White Mage – всячески лечит и накладывает положительные статусы.
Драться и защищаться может чисто формально.
Чёрный Маг / Black Mage – обрушивает на врагов страшные огнеснегомолнии
и магические проклятия, но также очень слаб физически.
Красный Маг / Red Mage – боевой маг-универсал: и броня имеется, и мечи,
да и магией черной/белой в ограниченных пределах не обделён.
Достигнув 30-го уровня любой из начальных профессий, вы получите доступ к квестам
на приобретение продвинутой профессии из довольно широкого списка. Многие квесты
очень сложны и могут потребовать уровня гораздо выше 30-го. Да и самостоятельно
отыскать места получения оных квестов – задача весьма непростая. Избрав себе новую
профессию, персонаж на начальном этапе теряет практически все способности предыдущей
и лишь постепенно с развитием приходит к частичному совмещению обретённых ранее
навыков с особенностями текущей профессии. Таким образом, если сменили профессию,
будьте готовы снова качаться с 1-го уровня.
Последний шаг – выбор подданства одного из трех государств.
Республика Басток / The Repubic of Bastok – государство
Хьюмов и Галка. Продвинутый в техническом плане каменный город окружают скалы
и степи со скудной растительностью.
Королевство Сан д'Ория / The Kingdom of San d'Oria – государство Эльванов.
Красивый готический город, обнесённый крепостной стеной. Из шумных лесов и заливных
лугов состоит край остроухих.
Федерация Виндарст / The Federation of Windurst – государство Тарутару
и Митра. Обнесённый холмами роскошный обширный оазис посреди степей и каменных
пустынь, кактусов, пальм и редких окаменевших деревьев.
Хочется отметить, что посетить не только дальние страны, но даже сколько-нибудь
отдалённые земли своей страны вы сможете далеко не сразу, по причине очень сильных
врагов, уровень которых заметно возрастает с каждой последующей игровой зоной.
По первому времени, придётся усердно развиваться близ своего города, вести торговлю
в его магазинах и на аукционах, выполнять специфические миссии выбранного государства.
Поэтому, хорошенько оцените своё отношение к вышеозначенным природным условиям,
дабы последующий месяц в песках не вызвал отвращение ко всей игре и не свёл с
ума.
Скоро ли, медленно ли, вы выбрали себе игровую судьбу. Осталось
только сделать выбор мира, то есть игрового сервера, на котором будете жить. Стоит
отметить, что с марта 2007 года появился свободный доступ к такому выбору. До
этого, игрока зашвыривало на случайный сервер, или же вход происходил по специальному
Word Pass паролю, купленному в мире Вана'диель на том или ином сервере другими
игроками и подаренному/проданному вам.
Если одного персонажа покажется мало, то существует возможность создавать дополнительных,
но играть ими придётся попеременно. Каждый дополнительный персонаж будет обходиться
дополнительным евро (для Европы и России) абонентской платы.
Однако, пора бы уже и перемещаться в избранное государство...
Коммуникация и развитие
Как и следует ожидать от онлайн-игры, чёткого сюжета, который
имеет обыкновение заканчиваться, в Final Fantasy XI нет. Игровой процесс может
включать в себя массу сюжетных событий, сцен и диалогов, но основным стержнем
сюжета являются миссии, которые вы будете получать в своём государстве. Как и
водится, для выполнения каждого последующего задания потребуется прокачка персонажа,
причём очень сильная. И вот тут проявляется главная особенность онлайновой Final
Fantasy – командная игра. Всё сколько-нибудь эффективное развитие персонажа, выполнение
подавляющего большинства миссии и квестов, участие в дальних вылазках и т.д.,
происходит исключительно в команде таких же игроков, как вы сами. Развиваться
в одиночку позволительно только на начальных уровнях! Но, естественно, просто
так каждый встречный вряд ли захочет объединяться с вами, поэтому существует масса
способов и неофициальных мест формирования игровых команд, а также моделей поведения
в тех или иных ситуациях во время боя. Ведь от каждого в группе может зависеть
исход сражения и жизни всех её членов. Максимальное количество персонажей в группе
– 6. Однако, для особенно тяжёлых побед порой требуется объединение в альянсы
до 3-х групп. Сами по себе вы никто и звать вас никак. И скучна и бесцельна будет
ваша жизнь в мире Вана'диель до тех пор, пока не научитесь общаться с себе подобными,
вступать в сговоры и отряды…
Для получения новых миссий и прохода на некоторые территории, важно повышать не
только уровень персонажа, но и его ранг – известность в своей стране. Пока вас
не будут достаточно хорошо знать, не поручат ничего серьёзного! Ранг растёт по
ходу выполнения миссий, тем не менее, этого не всегда бывает достаточно. В таком
случае, придётся собирать по всему миру различные кристаллы и жертвовать их на
благо своего народа. За это народ скажет: «Да, конечно, я знаю этого доброго господина!»,
и ранг ваш взлетит достаточно для получения следующей миссии.
Для коммуникации между игроками используется внутриигровой
чат со встроенным набором самых разных команд, специально выработанным сленгом
и хитроумным набором сокращений и аббревиатур. И, поверьте, без знания хотя бы
элементарного английского вам делать в игре вовсе нечего. Существует встроенный
автопереводчик, который конвертирует шаблонные фразы между 4-мя официальными языками
игры (японский, английский, немецкий и французский), русского среди них, естественно,
нет. Сами русскоязычные игроки достаточно малочисленны. Их и встретить-то маловероятно,
а уж проводить всё игровое время в их кругу... Кроме того, для максимально эффективной
коллективной прокачки понадобятся персонажи, совсем незначительно отличные от
вашего уровня – это одно из правил, строгое и соблюдаемое всеми. Тайна кроется
в хитрой системе распределения опыта: сильные получают больше, слабые – меньше.
И чем сильнее разрыв, тем в меньшем выигрыше оказываются слабые. Попробуйте сыщите
в игровом мире подходящего вам по уровню русского! К слову, кириллицу игровые
сервера преобразуют в каракули, а транслит вводит в неописуемый ужас всех иностранных
игроков. Хотите раз и навсегда порвать контакт с кем-то из них – заговорите транслитом
по-русски!
Не лишним будет вступить в одну из многочисленных гильдий, которые сколачивают
игроки. Во внутригильдийном чате всегда можно задать интересующие вопросы и попросить
о помощи, к примеру, в прохождении через подземелье, населённое непосильными вам
зверолюдьми. Правда, для членства в гильдии придётся выпросить где-нибудь на форумах
приглашение в виде специального предмета Link Shell, при экипировке которого рядом
с именем вашего персонажа всегда будет гордо гореть символика гильдии. Отмечу,
что довольно сильная русскоязычная гильдия присутствует на сервере «Phoenix» и
название имеет гордое: «Imperium».
|
Развитие персонажа потребует от вас уходить всё дальше от дома,
всё дальше в незнакомые и опасные места, прорываться к пунктам сбора соискателей
команды. Причина тому – снижающийся с каждым новым уровнем опыт, получаемый за
победы над зверьми и монстрами. Такие авантюрные и бесшабашные путешествия не
раз будут оканчиваться смертями, как лично вашего персонажа, так и всей команды,
в которую вы имели несчастье вступить. А чтобы защититься от беды такой, необходимо
чётко усвоить свою роль в команде.
У каждого члена боевой группы своя строгая роль, определяемая выбранной профессией.
Существует 5 основных ролей.
Танк / Tank – персонаж с самым высоким показателем защиты, вызывающий
на себя агрессию монстра, чтобы отвлечь его от соратников.
Наноситель Урона / Damage Dealer – персонаж (может быть несколько), имеющий
высокие атакующие характеристики (как физические, так и магические) для нанесения
максимального урона монстру.
Загонщик / Puller – персонаж, вызывающий монстра на битву и приманивающий
его к команде. Обычно эта роль выполняется как дополнительная кем-то из группы.
Лекарь / Healer – одна из важнейших ролей. Лекарь следит за уровнем здоровья
всех членов группы, в особенности за Танком.
Поддержка / Supporter – вспомогательная роль подразумевает дублирование
любых из приведенных выше действий, а также наложение всяческих положительных
статусов на членов группы или же отрицательных – на монстра.
Для полноты картины приведу пример. Между государствами Сан д'Ория и Басток близ
порта Сельбина раскинулся обширный пляж. Расположенный здесь форт-пост служит
ориентиром для соискателей командной прокачки своих персонажей в пределах уровней
13-17. Почему именно так? Потому что обитающих в здешних прибрежных песках гигантских
голубых крабов может в горячей драке победить только группа из 4-6 персонажей
вышеуказанных уровней. При этом количество полученного опыта будет наивысшим,
исходя из условия "победить, с серьёзной угрозой для жизни". Все эффективные
групповые сражения на прокачку происходят на грани гибели, потому очень эмоциональны
и богаты на отчаянные вопли участников. Командой избирается безопасное место –
область, куда произвольно не забредают звери – это место называется кэмпингом
(от англ. сamp, "лагерь"). Персонаж с ролью Загонщика бежит на поиски
подходящего врага и сообщает группе, что найден краб такого-то уровня силы. Если
команда утверждает цель, то персонаж выполняет какое-либо агрессивное действие
против краба и со всех ног бросается к месту кэмпинга товарищей. А те уже достали
мечи, занесли топоры, выставили щиты, да затрещала боевая магия. Персонаж с ролью
Танка специальным навыком вызывает агрессию краба на себя. Сейчас пойдёт дым коромыслом!
Как и в большинстве других онлайн-игр, все сражения происходят в полуавтоматическом
режиме, без перехода на экран битвы. По умолчанию персонаж будет атаковать указанную
цель простой физической атакой до тех пор, пока не будет указано иное действие.
Победив врага, команда отдыхает, восстанавливая магические
и физические силы и деля добытые сокровища, после чего отправляет Загонщика за
новой жертвой. Если неверно рассчитать силу цели, то, скорее всего, все умрут.
Если во время битвы падёт персонаж с ключевой ролью - все умрут. Если кончится
магия у лекарей - все умрут. Если родители неожиданно заставят кого-то вымыть
посуду/выбросить мусор/выгулять собаку... Ну, вы поняли. Словом, всем игрокам
придётся сильно постараться, чтобы битва не закончилась несколькими трупами и
бегством сломя голову к выходу с локации парочки наиболее сообразительных и наименее
пострадавших персонажей. А всё потому, что привлечённый монстр ни за что не отстанет
от вас и вашей команды, пока не убьет, или пока вы не пересечете границу текущей
игровой зоны. А если убьёт таки – придётся ждать милосердия проходящих мимо сильных
белых магов, которым доступно заклинание воскрешения, или телепортироваться к
специальному кристаллу, обозначающему «Home Point» – вами же отмеченную точку
возврата погибшего персонажа. И, да – никакой «Паузы» или её альтернативы в игре
нет! Так что, порой, даже для того, чтобы просто пулей слетать в туалет, приходится
предварительно спрашивать разрешения у своих боевых товарищей в группе.
Случайные сражения в игре полностью отсутствуют, то есть, все враги видны на локациях,
и вступать с ними в бой или нет – зависит в большинстве случаев от вас. Правда,
некоторые монстры являются агрессивными: стоит вторгнуться в их личное пространство
– и конфликта не миновать. Есть такая особенность, как ограниченная по уровню
агрессивность, то есть, враг нападёт, только если ваш персонаж ниже определённого
уровня. Такая особенность работает защитой от любителей не по "должности"
слишком далеко забираться в дебри игрового мира. Если вы или ваша команда ввязались
в драку, то никто другой не сможет атаковать вашего врага. Выручить со стороны
белой магией – пожалуйста, но не наносить урон.
О жизни в Вана'диеле
Мир Вана'диель огромен, и было бы жестоко со стороны разработчиков
не ввести в игру разномастные средства передвижения, существенно облегчающие покрытие
больших расстояний. Правда, до 20-го уровня побегать на своих двоих вам всё же
придётся изрядно, но зато потом... Знаете ли вы, каково это – с попутным ветром
нестись на чокобо по зелёным, залитым заходящим солнцем холмам с руинами древней
цивилизации, притормозить у самого скалистого обрыва и наблюдать, как красный
шар тонет в океане!? Арендуемые в городах ездовые чокобо переводят утомительные,
часто опасные пешие переходы в совершенно спокойное русло. Существует возможность
взращивания своей собственной знаменитой желтой птицы. Она будет являться по вашему
зову, в какие бы глухие дебри Вана'диеля ни закинула вас алчность. Известные скачки
на чокобо также получили свою реализацию в Вана'диеле. Если путь лежит за море-окиян,
то всегда строго по расписанию из известных мест отчаливают корабли в заморские
страны. Правда, нет никакой гарантии, что по пути всех незадачливых путешественников
не пожрёт морское чудище... Ну а для продвинутых игроков, сумевших получить лётную
лицензию, всегда открыты небеса, и воздушные корабли за умеренную плату с бесплатным
видом на Вана'диель перенесут их куда угодно. Или, по крайней мере, близ того
места. Если же случилось быть вам белым магом, то, достигнув определенного уровня,
сможете совершать телепортации через специальные храмы, разбросанные по всему
миру. Или же платить оным чародеям за такую процедуру, ежели себе избрали иную
профессию. Благо от охотников за звонкой монетой в Вана'диеле спасу нет.
|
В городе своей нации, как настоящий гражданин, вы будете прописаны
в однокомнатную, но очень просторную квартиру с камином. Со временем, вы сможете
обставить её по своему вкусу. Конечно, если позволит денежный доход. Обстановка
– вещь факультативная, настоящему воину и на деревянном полу мягко, но что скажут
ваши товарищи по оружию, когда вы решите пригласить их к себе в гости? Находясь
в других городах, придётся арендовать жильё, и для того есть серьезный повод.
В вашей квартире (личной или съёмной) помимо вас живёт мугл. Он выполняет ряд
ответственных функций: отвечает за ваш сундук с вещами (инвентарь персонажа ограничен),
получает почту и предметы, пересылаемые вам другими игроками и, самое главное,
только у него можно сменить свою профессию и назначить вторичную. Для успешной
игры вам понадобится параллельно развивать обе "работы", поскольку это
приводит к существенному возрастанию характеристик. Причем их рост определяется
комбинацией основной и вторичной профессий.
Несмотря на официальный мир между тремя нациями, все они находятся
в состоянии весьма напряжённых взаимоотношений. Они не доверяют друг другу и стараются
выведать, что затевается за границей. Экономическая сила страны зависит от размера
подконтрольных территорий, а это в свою очередь определяется количеством побеждённых
монстров и зверолюдей подданными каждой стороны. Раз в игровую неделю (1 минута
времени Вана'диеля равняется 3 секундам земного времени) происходит подсчёт статистики
таких побед в каждом регионе и передел зон влияния.
Если случится вам возыметь ненависть к кому-то из обитателей мира, товарищу ли
по команде или случайному прохожему, оскорбившему вас своим видом, то существует
возможность вызвать негодяя на бой. Разборка, однако, случится только с его согласия
и в специально отведённом для этого месте. Режим "PvP" (игрок против
игрока) реализован в Final Fantasy XI довольно ограниченно, с помощью своеобразной
системы «Conflict». Вся система конфликтов подразделяется на три режима, незначительно
различающихся между собой: «Ballista», «Brenner» и «Diorama Abdhaljs-Ghelsba».
Отличия заключаются лишь в правилах и регламенте схваток. В сражении участвуют
две команды, каждая из которых может состоять от 1 до 72 игроков. Это означает,
что на игровом поле одновременно могут сражаться вплоть до 144 игроков.
|
Все турниры можно условно разделить на официальные и приватные.
Официальные турниры проводятся регулярно, согласно расписанию, привязанному к
земному времени. Для проведения приватного сражения игрокам необходимо резервировать
игровую локацию ровно за два земных дня до желаемого времени проведения игры.
Все приватные турниры в свою очередь подразделяются на регулярные матчи и Лигу
Гильдий.
О крайне важном денежном вопросе. Чтобы идти в ногу с модой, то есть следовать
развитию персонажа, придётся целыми гардеробами закупать одежду, предметы, оружие
и магию. А знаете, сколько стоит снаряжение? Ну, очень, очень много. Из внутриигровых
способов заработка можно обратиться к продаже лута, получению оплаты за выполнение
(и перевыполнение) миссий, продаже или выставлению предметов на аукционы, а также
общественно-полезной работе, как то: ловить рыбу, ковать подковы для чокобо, выращивать
в садах капусту и много чего прочего. Удариться в спекуляцию – тоже вполне себе
вариант. Запастись раритетным товаром, встать где-нибудь у людной дороги, включить
соответствующий статус у своего персонажа и ждать клиентов. Возможен и вариант
старого доброго попрошайничества, ведь нет ничего проще, чем выйти на середину
многолюдной базарной площади и, выбрав в меню чата команду "Крикнуть",
набрать: "Kind people! Help me in the name of Christ!". Возможно, кто-то
и даст вам денег. Ну или толпа забьёт камнями. Если же все эти растянутые во времени
премудрости вас не устраивают, то игровые деньги вполне можно покупать за реальные
на "чёрном рынке" – так называемых сторонних сайтах. Стоимость варьируется
от €4 за 200.000 гилей до €330 за 20 млн. гилей, в зависимости от суммы сделки.
Square Enix неоднократно заявляла, что покупка игровых предметов
или гилей на сайтах является прямым нарушением условий соглашения, которое игрок
принимает при регистрации в игре. Так, в начале 2006 года небольшая группа игроков
открыла способ ускоренного накопления гилей и стала предлагать другим пользователям
покупать игровые деньги. Впоследствии это привело к невероятной внутриигровой
инфляции – катастрофическому росту цен на всех игровых аукционах. Ответная реакция
Square Enix не заставила себя долго ждать – порядка 700 аккаунтов, уличённых в
спекуляции, были полностью заблокированы, а внутриигровая экономика была стабилизирована
изъятием из обращения более чем 300 млрд. гилей. Так что стоит взвесить, так ли
вам необходимо прибегать к читерству.
Приготовьтесь к тому, что ваше продвижение по миру Вана'диель будет неспешным,
непростым, порой даже раздражительным, человеческое коварство и непредсказуемость
встретятся не единожды. Каждый новый уровень будет восприниматься как праздник,
а каждая смерть персонажа – вводить во временный ступор. Ведь не будем забывать,
что в Final Fantasy XI существует ещё и понижение уровня, как наказание за гибель
персонажа. Штраф составляет 25 % от всей суммы опыта, необходимой для перехода
на следующий уровень. Однако, неизменно придёт осознание, что всё это работает
только на благо обитателей мира. Неизведанные дали будут манить своими тайнами,
а родные края, где вы начинали свой путь, всегда будут звать обратно.
Аувид
Зачастую многие игровые обозреватели приписывают Final Fantasy
XII огромное количество нововведений, которые на самом деле появились в серии
ещё со времён Final Fantasy XI. Сюда можно отнести свободно вращающуюся камеру
с возможностью зума, динамическую смену погодных условий, полное отсутствие случайных
схваток с монстрами, которые заранее видны на всех локациях, смену времени суток
и, разумеется, логическую компановку всех локаций в единую игровую среду. По сути,
она заменяет собой глобальную карту мира, которой раньше так сильно многим не
хватало в Final Fantasy X.
Самой объективной оценкой в отношении графики любой игры будет та, что вынесли
ей критики на момент выхода в свет. Несмотря на то, что на текущий момент Final
Fantasy XI графически откровенно устарела и с трудом конкурирует с более современными
MMORPG-проектами, даже сейчас явных нареканий в плане визуального оформления она
не вызывает. Все шероховатости очень быстро отступают на второй план, а еще позже
и вовсе забываются во блеске всевозможных традиционных для серии спецэффектов:
от воздушных треков холодного оружия и блеска старых добрых поушенов, до магических
атак и призывных существ-аватаров. Качественная плавная анимация, как всех персонажей
и монстров, так и движущихся деталей локаций (огонь, дождь, флаги, деревья и трава
на ветру), дарит настоящее удовольствие от элементарного бега по землям Вана'диеля.
Огромные территории отлично просматриваются, и даже звёздные ночи не скрывают
окрестности мраком. Самые широчайшие локации Final Fantasy XII покажутся вам "скромными
полянками" в сравнении с поистине бескрайними просторами Вана'диеля. И на
этих просторах строго меняется время суток, в случайном порядке создаются погодные
условия: бегут редкие облака, затем плотной пеленой покрывают небо, оно темнеет,
сверкают молнии, и проливается дождь, собирается утренний туман и рассеивается
лучами восходящего на востоке солнца. При этом нельзя не отметить сдержанную приглушённую
цветовую палитру игры, особенно в сравнение в радужным безумством Final Fantasy
X.
В версии для PS2 игра выдаёт стандартное телевизионное разрешение
в 640х480 пикселей, которое, впрочем, не особо "режет" глаз благодаря
оптимальному размытию изображения, присущему всем "обычным" телевизорам.
На персональном компьютере разрешение бэкграунда можно варьировать до 1024х1024,
разрешение оверлейной графики включает широкоэкранные пропорции, зависит от видео-карты,
монитора и не ограничивается 1680х1050 пикселей. При этом имеется возможность
включения принудительного размытия текстур и их разноуровневой компрессии для
улучшения картинки.
Перед выходом Final Fantasy XI на платформе Xbox 360, Square Enix клялась выжать
из старой игры все оставшиеся соки и выдать картинку, которая смогла бы радовать
глаз даже в 2006 году. Что ни говори, но им это удалось. Многие текстуры стали
значительно чётче и ярче. Разрешение игры подпрыгнуло со стандартного телевизионного
формата до формата HD 720p. Кроме всего прочего, версия для Xbox 360 единственная
поддерживает выведение звукового ряда игры в формате 5.1.
Кстати, о звуковом ряде…
Ни одна другая отдельная игра серии Final Fantasy не может похвастаться столь
же богатым и объёмным саундтреком, как FFXI. Основными композиторами всех музыкальных
альбомов, относящихся к игре, стали Наоси Мизута, Нобуо Уемацу и Куми Таниока.
Изначально, Square хотела привлечь к работе над саундтреком и знаменитого композитора
Ясунори Мицуду, но в тот момент он уже был занят написанием музыки для первого
эпизода Xenosaga.
Из-за того, что в 2004 году Нобуо Уемацу покинул Square Enix, а Куми Таниока была
привлечена к работе над другими проектами, музыку для всех последующих дополнений
Наоси Мизута писал в одиночку.
Название |
Дата выпуска |
Ведущие композиторы |
Final Fantasy XI Original Soundtrack |
05.06.2002 |
Нобуо Уемацу, Наоси Мизута, Куми Таниока
|
Final Fantasy XI Rise of the Zilart Original Soundtrack |
21.05.2003 |
Наоси Мизута
|
Final Fantasy XI Chains of Promathia Original Soundtrack |
17.11.2004 |
Наоси Мизута
|
Music from the Other Side of Vana'diel |
24.08.2005 |
The Star Onions |
Final Fantasy XI Treasures of Aht Urhgan Original Soundtrack |
24.05.2006 |
Наоси Мизута
|
Final Fantasy XI Unreleased Tracks |
28.03.2007 |
Наоси Мизута
|
Piano Collections Final Fantasy XI |
28.03.2007 |
Нобуо Уемацу, Наоси Мизута, Куми Таниока
|
Final Fantasy XI Wings of the Goddess Original Soundtrack |
23.04.2008 |
Наоси Мизута
|
Piano Collections Final Fantasy XI (2008) |
25.06.2008 |
Наоси Мизута
|
Первое, чем вас встречает игра – блистательно выполненная симфоническая
увертюра, исполняющаяся во вступительном ролике игры. Она сопровождается вокальной
частью на языке эсперанто, которая даёт своим слушателям получить общее представление
обо всём музыкальном оформлении игры. По словам Уемацу, выбор языка был не случайным.
Разработчики надеялись, что их проект сможет внести свой посильный вклад в развитие
межнациональной коммуникации и сотрудничества.
Звуковой ряд игры выполнен с использованием большого количества духового и струнного
инструментария. Игра изобилует невероятным количеством эмоциональных симфонических
маршей. Подавляющее большинство этнических инструментальных мелодий зачастую вызывает
прямые ассоциации с музыкой из "Chrono Cross" и "Final Fantasy
VII". Многим мелодиям с усиленным акцентом на струнные инструменты удаётся
весьма органично сочетать в себе гитарные и скрипичные партии. В некоторых композициях
солируют и клавишные инструменты. Знаменитые мелодии "Prelude" и "Regeneracy"
исполнены в классическом варианте, с помощью щипковых струнных арф.
Говорить о музыкальном оформлении Final Fantasy XI можно очень и очень долго.
Пожалуй, эта тема вполне заслуживает даже отдельной статьи. Поэтому, стоит ограничиться
лишь парой общих замечаний. Проводя в игровом мире долгое время, гораздо большее,
чем требуется на обычную оффлайн-игру, понимаешь, как важны правильно подобранные
музыкальные композиции. Ни в коем случае они не могут быть навязчивыми или чрезмерно
эмоциональными, звуча при этом беспрерывно на обширных локациях, на которых игроки
могут безвылазно проводить по нескольку часов. Музыка должна органично вписываться
в окружающий мир и происходящие события, дополнять картину, но, в тоже время,
оставаться именно фоном. И эта цель была виртуозно достигнута, как и положено
для игры серии Final Fantasy.
Технические особенности
Естественно, такая сложная система, как онлайн-игра, не может
оставаться неизменной. Достаточно регулярно все серверы Final Fantasy XI, о которых
будет сказано чуть ниже, закрываются на профилактические работы, продолжительность
которых в среднем составляет несколько часов. Войдя в игру после такой профилактики,
пользователю необходимо скачать новые или обновлённые компоненты игры. Иногда
они несут в себе весьма существенные нововведения. К примеру, выращивание чокобо
и гонки на них появились после очередного апдейта. Собственно, только из-за таких
закачек и желательно иметь выделенный доступ в Интернет, поскольку сама игра вполне
сносно работает даже при обычном модемном соединении 56 kbps. Что касается требований
к конфигурации персонального компьютера, то официально заявленные характеристики
очень сильно отличаются от реально запрашиваемых игрой. Для максимальной производительности
они весьма невинны (по современному уровню): простой P4-процессор, 256MB оперативной
памяти и видеокарта уровня GeForce3/4Ti/FX5600 с памятью 64MB. На самом же деле,
настоятельно рекомендуется увеличить их в 2-3 раза. Место на жёстком диске придётся
оставлять с запасом, на случай установки дополнений и для регулярных обновлений,
желательно не менее 8-10GB.
Мир Final Fantasy XI состоит из 32 серверов, имеющих своё собственное имя по призывным
монстрам вселенной Final Fantasy: «Irfit», «Alexander», «Phoenix» и т.п. Специально
для бесчеловечных экспериментов разработчиков создан тестовый сервер «Atomos».
Каждый сервер рассчитан на одновременную игру 15-20 тысяч абонентов. Моя личная
практика на сервере «Phoenix» показала, что в любое время в игре одновременно
находятся 1,5-3 тысячи пользователей. Отличительной чертой Final Fantasy XI является
полное отсутствие неофициальных серверов без абонентской платы и ускоренного развития
персонажей. При желании, пользователи могут перемещать своих персонажей между
серверами, но на практике такое случается крайне редко: мало кто решается покинуть
свой привычный мир.
В качестве дополнительного сервиса, вместе с Final Fantasy XI устанавливается
приложение "Tetra Master" – онлайн-версия знакомой многим по Final Fantasy
IX карточной игры. Развлечение, мягко говоря, на любителя, и обойдётся в + €1
в месяц к абонентской плате.
На ранних этапах знакомства с игрой, управление потребует от вас терпения и определённой
практики. Поначалу оно наверняка покажется, как минимум, чрезмерно запутанным.
Причина тому – большое количество всевозможных контекстных окон: диалоговых, информационных,
вспомогательных, командных, окон чата и прочих. Жизненно важно уметь быстро переключаться
с цели на цель, сменять экипировку или вовремя предупреждать своих товарещей по
оружию о приближающейся опасности. И всё это в пылу отчаянной битвы, когда каждое
мгновение может решить её исход. На помощь здесь приходят макросы – вами же создаваемые
наборы команд для персонажа, базирующиеся на специальном синтаксисе, состоящем
из стандартных игровых фраз, слов и символов. По сути своей, макросы есть ни что
иное, как чуть более продвинутый вариант гамбитов, которые в своё время упростились
и были оптимизированы под нужды оффлайнового мира Final Fantasy XII. Макросы привязываются
к сочетаниям клавиш и незаменимы для оперативного управления в бою.
|
|
Идеальным средством манипуляции жизнью персонажа вне зависимости
от игровой платформы является джойстик с аналоговыми "грибами" в сочетании
с клавиатурой. Через первый удобно исследовать Вана'диель, вести стандартные диалоги
с неигровыми обитателями (NPC). Некоторые могут счесть его очень удобным и для
битв. Клавиатура же необходима для бесед с другими игроками и создания большого
количества макросов. Однако, при необходимости все задачи достаточно легко можно
свести к использованию одной лишь клавиатуры, изредка привлекая "мышь".
Спустя какое-то время, вы будете бегать по клавишам всеми пальцами обеих рук слово
по роялю, и даже не вспомните о былых проблемах.
Итоги, выводы, заветы
Сразу после своего выхода, Final Fantasy XI была довольно тепло
встречена большинством игровых изданий и игровых критиков. Так, например, журнал
Famitsu поставил игре оценку 38 из 40 баллов, GameSpot выставил 8.2/10, GameSpy
- 4/5, IGN - 8.0/10, и так далее. Final Fantasy XI дважды выигрывала главный приз
японской потребительской выставки CESA (Consumer Entertainment Software Association)
в 2002 и 2003 годах. Помимо этого, игра была удостоена звания лучшей онлайн-игры
2003 года для персональных компьютеров по версии знаменитого игрового портала
GameSpy. В марте 2004 года Final Fantasy XI была признана лучшей игрой месяца
международной игровой сетью IGN (International Gaming Network).
Как бы дико поначалу не смотрелась приставка "Online" рядом с надписью
"Final Fantasy", Square удалось создать замечательную игру, при взгляде
на которую, не кривя душой, можно сказать, что она стала достойным звеном великой
серии. Все части существенно отличаются друг от друга, ну а эта – эта не просто
отличается, она гордо стоит особняком. Не столь доступная для широких масс, "Final
Fantasy не для всех".
К сожалению, даже в такой объёмной статье я смог пройтись только
по верхам достопримечательностей и сюрпризов Вана'диеля – настолько велика и необъятна
вселенная Final Fantasy XI. Даже сейчас, пока вы читаете эти строки, мир Вана'диель
не стоит на месте. Разработчики корпят над нововведениями, день сменяет ночь,
а тысячи игроков продолжают непрерывно спускаться на его земли в поисках приключений,
за тяжелыми победами, в поисках неизведанных земель. Они приходят в этот мир,
чтобы сражаться, встречаться, знакомиться, переживать, влюбляться и расставаться.
Все они стали творцами Эпохи Путешествий, заселили когда-то пустующий мир, создали
своё виртуальное общество и сохранят воспоминания о том навсегда. Вана'диель будет
жить, пока вы будете находить в нём что-то новое.
Вана'диель – мир, который никогда не спит...
Но не стоит забывать и о том, что, как и любой онлайн-мир, мир Final Fantasy XI
таит в себе довольно серьёзную опасность. Опасность реальную, относящуюся непосредственно
к вам. Он как чёрная дыра манит своей неизвестностью, а потом непременно засасывает,
подменяет жизненные ценности, заменяет реальных людей персонажами, а живое общение
- бесконечными дискуссиями в чатах. Кто-то, в силу насыщенной жизни и открытого
характера, менее подвержен влиянию виртуального мира, но если...
|
Pulse "Arkaim" Irvine
12.07.2008
P.S. Выражается благодарность alzarus'у за оказанное давление
и кусок вдохновения, без которых не появилась бы эта статья. |