Звуковые дорожки каждой очередной "Фантазии" всегда имели какую-то
свою изюминку, которая впоследствии оставалась неизменной во всех последующих
саундтреках серии. "FFIV" впервые имела чётко выраженный музыкальный
стиль, героический и эпохальный, соответствующий сюжету игры, вместо разноплановых
беспорядочных мелодий FFIII. "FFV" привнесла отдельные музыкальные темы
для ключевых персонажей. "FFVI" поражала количеством и многогранностью
мелодий, невероятно эмоционально передававших смысловое содержание игры. "FFVII"
впервые имела мощную оркестровую тему в игре (One-Winged Angel) и, благодаря успешным
продажам игры, впервые в истории игровой саунтрек (FFVII OST) сумел попасть на
вершину японского обще-музыкального чарта. В "FFVIII" впервые появилась
главная тема-песня ("Eyes On Me", в исполнении известной гонконгской певицы Faye
Wong), а в "FFIX" главная песня ("Melodies of Life", в исполнении Emiko
Shiratori) была умело вплетена в игровой саундтрек, многократно напоминая о себе
в процессе игры тонкими аранжировками и была исполнена на двух языках для разных
версий игры.
Оригинальный саундтрек "FFX" сумел перенять все отличительные черты
предыдущих серий, но, при этом, всё же значительно отличается от них. Отличие
в первую очередь вызвано экспериментальным приглашением двух новых композиторов
в помощь Нобуо Уемацу (Nobuo Uematsu), который до этого всегда работал
над музыкой к FF в одиночку. Этими двумя новыми композиторами стали: Дзюнья Накано
(Junya Nakano, "Threads of Fate") и Масаси Хамаузу
(Masashi Hamauzu, "Front Mission"). В результате тонкого сочетания
работ этих трёх стилистически непохожих композиторов, набор музыкальных тем игры
получился весьма разно-жанровым, что и можно с уверенностью назвать главной отличительной
чертой саунтрека FFX.
Благодаря такой музыкальной разноплановости, саундтрек, с одной стороны, имеет
хорошую возможность понравиться большему количеству игроков, так как практически
любой сможет найти себе темы по вкусу из такого разнообразия, но, с другой, имеет
также шанс быстрее надоесть, ведь не каждый меломан сможет получать удовольствие
от всего многообразия стилей музыки в игре.
Оригинальный саундтрек начинается с небольшого вступления с голосом Тидаса, которое
плавно переходит в "To Zanarkand". Всё, что я могу сказать по поводу этой
темы - великолепно! Уемацу не теряет марки и несколько не менее красивых аранжировок
этой простенькой фортепьянной темы ещё не раз встретятся в дальнейшем.
Ещё одной весьма заметной дорожкой на первом диске OST является песня "Otherworld",
которая исполнена в жутком сочетании жанров "панк-рок" и "тяжёлый металл". Да,
да, вы не ослышались, тяжёлый металл… в Final Fantasy… хммм…. Я не возмусь судить
об уместности подобной песни в игре серии FF, но, как законченный металлюга в
музыкальных пристрастиях, как минимум не буду очень сильно протестовать против
этого, а моё личное уважение к Уемацу, который более чем в пятидяситилетнем возрасте,
способен писать ТАКУЮ музыку, выросло просто неимоверно ::)
Знаменитая тема Чокобо также присутствует в саундтреке, занимая дорожку на 2 диске.
И, по моему мнению, "Brass de Chocobo" - лучшая "цыплячья песенка" к этому
моменту. Стильная джазовая мелодия совсем не теряется среди современных ритмов
саундтрека.
Ещё одна мелодия, оказавшая на меня сильное воздействие, это - "Crisis".
Очень жёсткий, стремительный, депрессивный водопад звуков, наполненный саундом
ударников, струнных и духовых инструментов, создающих жуткое, но очень атмосферное,
сочетание беспорядочных звуков. Просто супер!
Довольно неплохо получились темы главных персонажей. Не лучше, чем раньше, но
и не хуже. Наиболее удачным мне показался трек "Tidus' Theme" - совокупность
нескольких струнных и духовых инструментов, наложенных на медленное гитарное соло
(немного в другом исполнении эта мелодия встретится также в треке "Blitz Ball
Gamblers"). "Yuna's Theme" - инструментальная аранжировка главной музыкальной
темы FFX "Suteki da Ne", выполнена в более "классическом" стиле Уемацу и напоминает
некоторые темы из FFVIII, особенно: "Fisherman's Horizon" или "Where I Belong".
Темы остальных персонажей получились менее запоминающимися, но, тем не менее,
также заслуживают внимания. Лучшей я бы назвал "Rikku's Theme".
По всем четырём дискам саундтрека разбросаны различные "Song of Prayer".
Все они представляют собой вокальные партии "a capellа" (без музыкального сопровождения)
одной и той же мелодии, но исполнены разными голосами. По-началу слушается это
очень даже хорошо, но после нескольких прослушиваний начинает просто надоедать.
Главной песней - темой "Final Fantasy X" является "Suteki Da Ne"
("Разве это не прекрасно?"), красивая лирическая мелодия, написанная
Nobuo Uematsu и исполненная окинавской певицей Rikki.
Стихи к песне написал Казусиге Нодзима (также сценарист
FFVII, FFVIII и FFX и автор стихов к "Eyes On Me" и "Liberi Fatale").
Как главная песня FFIX "Melodies of Life" сценарно ассоциировалась с Garnet, так
и "Suteki da Ne" тесно привязана к Yuna'е. Песня великое множество раз встречается
по ходу саундтрека в различных аранжировках в самых непредсказуемых местах (например,
как мелодия к экрану Game Over). Лично мне больше всего понравился трек "The
Sight of Spira", исполненный на одной аккустической гитаре.
А вот и пришло время главного моего разочарования. И с чем!! Главная боевая тема….
Уффф… После отличнейших боевых тем FFVIII и FFIX, "Normal Battle" выглядит
просто убого. Под эту музыку хочется вернуться лет на 20 назад во времени и вяло
потусоваться на диско-вечеринке, а не надрать задницу очередному зарвавшемуся
монстру. Одним словом - ПЛОХО.
Трек "Enemy Attack", написанный Дзунией Накано, является боевой темой для
схваток с боссами. Выполнен он в милитаристском маршевом стиле и, на мой взгляд,
в целом, так же неудачен, как и основная боевая тема от Уемацу.
Совсем другое дело - финальные боевые мелодии - "Seymour Battle", написанная
Уемацу, и "Summoned Beast Battle", автором которой стала Дзюнья Накано.
Весьма активные и инновационные по звучанию, они очень неплохо соответствуют своему
статусу музыкального сопровождения заключительных кровавых побоищ. Тема "решающей
битвы" с финальным боссом "Decisive Battle", также удалась на славу. Конечно,
это не совсем то, что "Dancing Mad" (FFVI), "One Winged Angel" (FFVII) или "The
Extreme" (FFVIII), но, всё равно, совсем даже ничего. В основе трека лежит активное
фортепьянное соло Масаси Амаузу, украшенное вплетениями других инструментов.
Ещё со времён FFIV, саундтреки серии традиционно имели потрясающие финальные темы.
Слава богу, "Final Fantasy X" не стала исключением. Более того, по моему
мнению, "Ending Theme" из FFX - лучшая финальная тема в серии (а то и лучший
музыкальный трек вообще). Медленное оркестровое начало плавно перетекает в самую
удачную аранжировку мелодии "To Zanarkland" во всём саундтреке и заканчивается
отличным фортепьянным соло.
Главным же разочарованием большей части фанатов старой закалки стало полное отсутствие
в OST классической темы "Prologue", которая ещё с самой первой части
игры считается "неофициальным гимном" Final Fantasy и ещё ни одного основного
саундтрека FF не выходило без её вариации.
Подводя итог, можно сказать, что саундтрек не стал чем-то особенно впечатляющим,
но, с другой стороны, музыка FFX сделала большой шаг вперёд в новизне, не отставая
от прогресса потрясающей графики игры. Инструментальное качество треков очень
впечатляет, оставляя навсегда в прошлом синтезированные "midi-подобные"
мелодии из игр серии для PS. В общем, если вы увлекаетесь игровой музыкой и в
детстве вам на ухо не наступил Ифрит, то пройти мимо этого творения вы просто
не имеете права. |