| |
У серии Parasite Eve с самого начала были проблемы с жанровой
идентификацией. То есть, разумеется, на всех коробках Parasite Eve, а потом и
Parasite Eve II, всегда было написано "RPG", потому что маркетологи
были твёрдо убеждены в простой истине: ролевые игры от Square продаются всегда
хорошо. И игроки охотно поддерживали - и поддерживают - эту идею йеной на Востоке,
долларом на Западе и рублём где-то посередине. Нет, в каком-то смысле Parasite
Eve была ролевой игрой, там была куча влияющих на бой параметров, уровни, прокачка,
бои с крайне нетипичной для экшн-игр ATB-системой, но...
...С таким же успехом, быть может, Parasite Eve можно окрестить и игрой жанра
"survival horror" - той самой породы, что Resident Evil. Обе "паразитки"
вышли как раз в те времена, когда хоррор-игры про блуждание по мрачным лабиринтам
секретных научных лабораторий компании "Амбрелла" со всенепременным
отстрелом зомби (или велоцирапторов) из гранатомета продавались тоже очень хорошо.
А уж дизайнерское умение красочно распределить кровавые лужи по полу, поцитировать
фильм "Нечто" и нарисовать монстров так, чтобы они вызывали сначала
рвотный рефлекс, а потом уже восхищение (но не наоборот), особо ценилось среди
адептов именно этого жанра во все времена.
С третьей стороны, несмотря на ролевую систему, АТВ-бои и отчётливые признаки
хоррора на выживание, Parasite Eve можно было назвать даже не игрой, а анимационным
фильмом, в котором игроку время от времени давали порулить героической Айей Бреа.
Очень уж много там было того, что играм не слишком-то свойственно. Впрочем, не
верьте россказням про "культовый фантастический роман Хидэаки Сены"
и его экранизацию - киношность в игре была не оттуда. Из книги с фильмом в игру
попали только научные лекции о митохондриях, а в остальном дизайнеры и сценаристы
резвились, как хотели, в границах довольно достоверно отрисованного Манхэттена,
разнося самолёты о небоскребы, разрушая Статую Свободы, выпуская в качестве врагов
крокодилов-из-канализации (известная городская легенда, кстати) и тиранозавров-мутантов.
Дорогих компьютерных роликов в игре было едва ли не больше, чем собственно игры.
Будучи по натуре скорее фильмом, чем игрой, Parasite Eve быстро заканчивалась
- часов за десять, от силы пятнадцать - и обладала невероятно низкой ценностью
вторичного просмотра... то есть, прохождения. Разумеется, разработчики попытались
хоть как-то сохранить интерес игрока - при втором прохождении, в Parasite Eve
открывалась секретная локация в виде небоскрёба из семидесяти семи одинаковых
этажей и без единого пункта сохранения, что, естественно, сохранению интереса
не слишком-то способствовало. Играть в Parasite Eve в первый раз стоило прежде
всего ради кино, а не ради экшна или ролевой игры. Играть во второй раз не стоило
совсем.
Так вот, Parasite Eve II по сути своей - такой же дракон о трёх головах, как и
её предшественница. Но две из них - ролевая и кинематографическая - усохли до
карликовых размеров, а третья, наоборот, раздута до безобразия. Отчасти это связано
с тем, что талантливые люди из команды первой Parasite Eve разбрелись кто куда,
а делала вторую игру уже другая команда, не было у которой ни хронотриггеровского
сценариста Такаси Токиты, ни кингдомхартсовской (ну это уже потом) композиторши
Ёко Симомуры. Хотя симомуровская музыкальная тема Parasite Eve играет и здесь,
но в целом музыка Parasite Eve II - незапоминающиеся эмбиенты.
Хорошо, и как тут с кинематографической составляющей? Чего у Parasite Eve II не
отнимешь - она действительно очень хорошо выглядит и принадлежит к, наверное,
красивейшим играм консоли. Модели героев получше даже, чем в её ровестницах Chrono
Cross и Vagrant Story, пререндеренные фоны отрисованы до мелочей, и всё это приперчено
разнообразными графическими наворотами "чтоб было", типа отражений в
зеркалах и бьющегося стекла. И, конечно, дорогие FMV-ролики, хотя их и поменьше.
Тоже есть и взрывающийся вертолёт, и орбитальная ионная пушка, и - чего в первой
игре не было - обнажённая героиня под душем, с замирающими на коже капельками
воды (спокойно-спокойно, без порнографии, хотя на рейтинге "Mature"
могли бы показать что-то и пооткровеннее).
Впрочем, кино - это ведь не только визуальная часть, но ещё и сценарная, и вот
тут уже не всё так гладко. В принципе, в первой Parasite Eve уже было кое-что
заложено на возможный сиквел - вроде сестры Айи в качестве секретного босса или
впечатляющей финальной сцены в опере. Но, по каким-то причинам, в Parasite Eve
II почти всё это проигнорировали и написали с нуля довольно бледный и сквозящий
дырами сценарий, не связанный с первой игрой почти совсем никак, кроме разве что
главной героини Айи да слова "митохондрии" (правда, "младшая сестра"
у Айи опять же появляется, но другая). Это, безусловно, тоже вполне себе кино,
но откровенно послабее первой игры.
Нет, с самого-то начала и Parasite Eve II берёт бодрый темп - Лос-Анджелес со
сбившимися в кучу полицейскими машинами, пресловутым взрывающимся вертолётом,
растекшимися по стенкам мозгами спецназа и прочим всяким. Вот только уже через
полчаса игры действие безвозвратно смещается в замечательно прорисованный, но
скучный, как присыпанная песком старая покрышка, городок Драйфилд, где предстоит
без конца бегать через одни и те же места, открывать двери и отстреливать монстров
весь первый диск игры. А ещё через пару часиков драйфилдской беготни действие
переходит в очень секретную подземную лабораторию компании "Амбрелла"...
окей, не "Амбрелла" это, да и зомби тут нет, но похоже. В этом самом
Убежище игрок обязан торчать до конца игры, бегая через одни и те же места, открывая
двери, отстреливая монстров. Маршрут, в общем, таков: Лос-Анджелес - Драйфилд
- Убежище, на полустанках не сходить, обратных билетов не будет. Кое-какая нелинейность
в игре таки есть, но она полностью исчерпывается наличием в паре катсцен того
или другого персонажа и тем, покажут вам в конце секретный ролик или нет. В целом
же, вас везут по рельсам строго вперёд, не давая ни на что отвлекаться и терроризируя
великими тайнами, упорно их не раскрывая. За все бесконечные забеги по немногочисленным
локациям, героине так и не суждено свидеться с истинными виновниками происходящего,
а мотивация доброй половины всё-таки представленных в игре персонажей (в том числе
единственного антагониста) так и останется загадкой. Отчасти виной тому краткие
и сумбурные диалоги, которых в Parasite Eve II куда как меньше, чем в её предшественнице.
Хорошо-хорошо, ну так RPG ли это? Нет, Parasite Eve II - не ролевая игра, и это
уже совершенно точно. Последние признаки ролевой игры покинули Parasite Eve II
вместе с характеристиками Айи - все эти прокачиваемые Offence, Defence и CR Evade,
определявшие ход боя в предыдущей игре, исчезли насовсем, и урон теперь зависит
только от того, какая пушка у вас в руках. Такая характеристика, как опыт, в игре
есть, но тратится он исключительно на покупку паразитических энергий (заклинаний,
проще говоря) - четыре стихии по три заклинания в три уровня. Магия переехала
из первой игры во вторую в не особенно изменившемся виде, ну и на том спасибо.
Весь ролевой элемент на ней и заканчивается.
Разного оружия тут намного меньше, чем в предыдущей игре. Апгрейдить можно только
пару пушек, и только за счёт подвешиваемых подствольников и увеличенных магазинов.
Но баланс тут отточен до блеска: никаких дробовиков с атакой пять выстрелов на
сто двадцать хитов каждый и с кучей слотов под дополнительные примочки - всё аккуратно
вымерено и разложено по игре в нужных местах. Дробовик в Parasite Eve II гранатомёту
не замена - всякому сверчку свой шесток, приходится таскать с собой оружие пары-тройки
видов, заменяя по мере надобности. Чем оружие мощнее - тем оно и тяжелее, тем
труднее с ним управляться, вытаскивать и перезажать, и тем больше на это теряется
драгоценного времени. Магазинов, вокруг которых в известной степени вертится игровой
процесс, на всю игру аж три, но и локаций-то тоже всего три с половиной, так что
бегать до мест продажи недалече.
Случайных АТВ-битв нет. Бои проходят в реальном времени - можно бегать по полю
боя как вздумается, теряя время только на перезарядку оружия и способностей, что,
впрочем, и врагов касается. Сфера прицеливания уступила место автоприцелу, Что
более важно - бои не просто неслучайные, они закреплены за конкретными местами
локации, и на карте даже можно подсматривать, где вас ждут враги, а где нет. В
некоторых ключевых местах, раза три за локацию, картина распределения врагов полностью
меняется, и если вы забыли убить кого-то при старом раскладе, то уже никогда не
убьёте. А раз количество врагов ограничено - ограничен и опыт, как и выбиваемые
из монстров ВР (читай: деньги), так что прокачаться и завалить всех вокруг одним
мизинцем у игрока заведомо не получится. И это тоже баланс: выбирайте, что покупать
на ограниченные деньги - хороший дробовик или хорошую броню, одно из двух.
Обязательные головоломки достаточно трудны и относительно оригинальны, уныния
"вставьте медальон А в паз Б" тут нет - зато есть мини-игра "15"
с передвигаемыми квадратиками, разгадывание нотной грамоты, пятиричного кода и
даже дат жизни известных людей с Дикого Запада. Что до хоррора - игра прикидывается
страшилкой нечасто, но метко - кровавые лужи где положено, монстры сочно истекают
слизью и шевелят деформированными челюстями. В особенности, надо отметить четвероногих
Chaser - первая встреча с ними не для впечатлительных. Но это всё-таки не хоррор,
так что и постоянной цели пугать игрока у Parasite Eve II нет.
Если десять-пятнадцать часов Parasite Eve казались кому-то неприлично короткими
- Parasite Eve II полностью проходится за пять-семь. Но при этом, интерес к повторным
прохождениям тут будет повыше. Достаточно пройти игру один раз, и откроется еще
несколько уровней сложности для забега по тем же локациям - один полегче и повеселее,
другой потруднее и посерьёзнее, а пройдёте ещё раз - откроются два поистине адских
режима для законченных хардкорщиков: почти что без магазинов, с ослабленной героиней
и перекачанными монстрами.
Нельзя сказать, что Parasite Eve II недостойна своей предшественницы или что это
плохая игра. Нет, она вполне себе хороша, но по-своему, и для поклонников первой
игры может оказаться как подарком, так и разочарованием - в зависимости от того,
что именно они любили в Parasite Eve. Игры разные, но всё-таки достаточно близки
друг к другу и обе не вписываются в рамки какого-то определённого жанра. И уж
что точно их объединяет: обе родственны кинематографу и прежде всего радуют глаз.
Что любопытно, грядущая третья "паразитка" - The 3rd Birthday - по всем
признакам продолжает ту же самую эволюцию серии куда-то в сторону нестрашного
и донельзя фансервисного экшн-хоррора: много боёв, красивые ролики, отвратные
в хорошем смысле слова монстры, невнятный сценарий с минимумом диалогов и никакущей
связью с предыдущими играми - и, разумеется, постоянное раздевание красавицы Айи
по поводу и без повода. Неверной дорогой идёте, товарищи. |
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии на сайте. |
Комментарии (всего: 17) | 12 | | | Ишхан :: 11 декабря 2010, 11:47 :: | | | Со многим не согласен. Точнее не согласен не с фактами, а с их трактовкой. Из первой игры минус кинемотографичность, плюс все остальное! |
| | | Genesys :: 3 декабря 2010, 22:50 :: | | | Одна из любимых игры ( пускает слюньки ) Для тех времён очень очень очень хорошая игра интересно что будет в 3-й части и будет ли она.... |
| | | dreamkiller :: 1 декабря 2010, 17:39 :: | | | Последний абзац весьма печалит. Лёгким утешением становится "постоянное раздевание" ;( |
| | | Mostcus :: 25 ноября 2010, 22:13 :: | | | Чем лучше графика, тем больше удовольствия от раздетой Айи, всё правильно.
Спасибо за ревью, порадовал. |
| | | Squall(c) :: 24 ноября 2010, 13:59 :: | | | Спасибо за последний абзац (; |
| | | That's not my name :: 24 ноября 2010, 13:12 :: | | | Прочитал, хороший текст! Музыка явно не продолжает успехи первой части, но вполне запоминается и мне очень по душе. Сценарные дыры и вправду есть, надеюсь со временем можно будет связать всю историю в одно целое. |
| | | markeur :: 23 ноября 2010, 21:54 :: | | | И похвалил, и разругал... Скорее, разругал. Но про вторую всё совершенно справедливо, Хочу только вспомнить, что при повторных прохождениях(с закрытыми глазами) выдавали некоторые вкусные бябяки вроде ганблейда и MM1, и прочвя : ) |
| 12 |
|
|