| |
Третья часть знаменитой серии Valkyrie Profile не является
третьей в полном смысле этого слова, поскольку главным героем, в отличие от двух
предыдущих игр, выступает не валькирия, а простой сельский парень, который эту
самую валькирию намеревается убить. Очень хорошая игра, трагичная история грехопадения
несчастного юноши, рассказанная в 2008 году студией tri-Ace посредством портативного
устройства Nintendo DS.
Злоключения номерных частей серии происходили на огромных территориях, включающих
несколько стран с разными культурами и особенностями, благодаря чему создавалось
впечатление классического фэнтезийного сеттинга-конфетти с эльфами, троллями и
всем остальным. Здесь же, весь игровой мир ограничен одним маленьким королевством
Артолия, где преобладает атмосфера мрачной средневековой Европы, тонущей в бесконечных
феодальных междоусобицах.
Казалось бы, куда уж мрачнее? Оказывается, есть куда.
Это самый настоящий апокалипсис - повсюду главенствуют чума и голод, измученные
крестьяне бросают мотыги, берут в руки клинки и отправляются на поиски удачи.
Правящие кланы только тем и занимаются, что подавляют постоянно растущее недовольство,
отправляя на расправу с мирным людом карательные отряды из наёмных головорезов.
Ослабленное государство тут же наводнилось различного рода демонами, монстрами-кровопийцами
и прочими исчадиями ада - они чувствуют упования страждущих и слетаются сюда словно
мухи на мёд. Ко всем несчастьям добавилась и скоропостижная кончина вождя, абсолютный
монарх, царь-батюшка, который своим авторитарным кулаком поддерживал хоть какой-то
порядок, нежданно-негаданно свалился с лошади прямиком в могилу. Оставшиеся после
него единокровные сыновья, в прошлом неразлучные друзья-товарищи, начали братоубийственную
гражданскую войну за право воцариться на троне. Ужасная ситуация: остервенелые
люди готовы убивать друг друга за кусок хлеба, Артолия на грани краха, и воинственные
соседи уже присматриваются, выгадывают подходящий момент, чтобы устроить открытую
интервенцию и, наконец, подчистую разграбить этот истлевший, истрепавшийся клочок
земли.
Такой вот кромешный кошмар порождает настоящего героя эпохи: измученный
и озлобленный Уилфред отправляется в последний в своей жизни поход, у него остался
ровно год, чтобы среди разрухи и хаоса отыскать путь к умиротворению.
У Уилфреда есть перо судьбы, которое в течение года должно быть выкупано в крови
- тогда, по заверениям владычицы Нифльхейма, юноша получит огромную силу и сможет
с лёгкостью одолеть деву брани, которая отобрала у него любимого отца, сморила
голодом младшую сестру и повергла мать в безумие. За год он должен выказать порядочную
жестокость и кровожадность, в противном случае - будет сослан стучать зубами на
нижнее днище нижнего ада. Для достижения своей цели герой вынужден зверски издеваться
над каждым попавшимся ему врагом, исступлённо рубить своих противников мечом даже
после того, как у тех закончится шкала НР - дальше начинает расти так называемая
"шкала греха", отображающая очки, полученные за надругательство над
бездыханным трупом. В каждом сюжетном бою требуемое количество таких очков жёстко
фиксировано: за невыполнение плана по жестокости следует наказание, за перевыполнение
- дополнительные бонусные призы. Шкала греха растёт гораздо быстрее, если Уилфред
приносит в жертву своих попутчиков, с помощью пера даёт им богоподобную силу.
Один раз за битву можно проделать такой трюк, все характеристики желаемого персонажа
возрастают в 10 раз, он быстро и просто расправляется со всеми врагами, но по
окончании сражения обязательно покидает партию, то есть погибает. Эдакие манипуляции
позволяют как бы перелистывать неприятные битвы и с каждым разом дают главному
герою сверхмощные глобальные приёмы, значительно облегчающие дальнейшее прохождение.
Например, после жертвоприношения Черифы он приобретает навык под названием Gleipnir's
Bonds, который на три раунда парализует всех противников кроме лидера, то есть
в течение трёх раундов можно спокойно ходить по карте, убивая всех подряд, и никто
ничего не скажет - все будут трястись в параличе. Если кто не желает предавать
своих попутчиков агонии, придётся проходить без крутых приёмов, зато в итоге такого
добренького игрока ждёт лучшая из концовок. Проще говоря, чем чаще используется
перо, тем легче будет дальнейший игровой процесс и тем хуже окажется концовка.
Желательно пройти игру тремя разными способами - жестоким, умеренно жестоким и
добродушным - в зависимости от стиля прохождения сюжет существенно меняется, действующие
лица предстают в разном свете, и только по достижении всех трёх концовок томительная
головоломка более-менее собирается воедино.
Хоть игра и сменила жанр с платформера на стратегию, геймплей во многом остался таким же. Те же четыре персонажа, каждому из которых соответствует своя кнопка геймпада, точно так же проводят комбинации, выбивают из врагов кристаллы с драгоценными камнями, при заполнении 100% ударной шкалы исполняют специальные атаки - всё работает по привычному принципу. Тем не менее, теперь это тактическая ролевая игра, где движения юнитов осуществляются с помощью поделённой на клеточки карты. Присутствует интересная система окружений, когда два или больше персонажа могут подойти к противнику с разных сторон и, получив всяческие бонусы к атаке, бить его перекрёстными ударами со всех четырёх направлений. Эта система, однако, совсем убивает стратегичность - для достижения лучшего результата на протяжении всей битвы персонажи просто вынуждены ходить вместе и выстраивать такие вот окружения. Нет, можно конечно послать саботажника в тыл на ликвидацию лучников, отправить отдельных воинов на перерез вражеским подкреплениям, вести магами планомерный обстрел затаившегося в кустах отряда, но всё это будет ой как неэффективно в сравнении с обычным навалом всеми четырьмя героями сначала на один юнит, потом на другой, и так до победного конца.
Соглашусь также с критиком из «Страны игр», что существенным недостатком происходящего является невозможность сохранения между некоторыми особо важными и длинными боями. Первое сражение проходится легко и уверенно, второе в связи с дотошным обдумыванием каждого хода уже значительно медленнее, а третье - трясущимися от страха руками перемещение юнитов по одной клеточке, чтобы не дай бог допустить ошибку и проиграть - ведь придётся всё начинать сначала, все три миссии! Почему бы не дать игроку право сохраниться перед каждым боем, жалко что ли?
Графика отрисована неплохо, обычная изометрическая проекция с вращающейся на все четыре стороны камерой, аккуратно выполненные спрайты и по-прежнему превосходная анимация специальных атак. Ну, все наверняка помнят, как красиво это выглядело в оригинальных «Валькириях»: какая-нибудь, скажем, хрупкая девушка достаёт рапиру, по длине превышающую её собственный рост, создаёт несколько голографических двойников, а затем вместе с ними на фоне гигантского бутона ядовито-алой розы пронзает противника тысячей молниеносных уколов. Здесь всё сохранилось в лучшем виде, порой персонажа только затем и берёшь в команду, чтобы посмотреть завораживающий мультфильм с его участием. Редкое буйство красок, однако, по прошествии нескольких часов игрового процесса полностью растворяется в превалирующем чёрном цвете, глаза попросту устают от излишне тёмных текстур, ведь практически все бои проходят либо ночью, либо в каких-то неосвещаемых замках, пещерах, руинах. Припоминаю лишь одно светлое сражение, где-то в середине одного из прохождений, когда среди бела дня на город нападает свора изголодавшихся демонов. Во всех остальных случаях приходится всматриваться в шевелящиеся силуэты, стрекочущие на грани мира мёртвых и мира живых - персонажи подобно болотным огонькам вспыхивают то там, то здесь, наносят по противникам удары и вновь погасают, окунаясь в пучину мрака. С другой стороны, вся эта нескончаемая тьма создаёт уникальную атмосферу, идеально подходящую для данного конкретного контекста. И действительно, на протяжении всей игры главный герой пребывает в непонятном сумрачно-ночном состоянии, велением сил зла шествует по миру порока и слёз, его сознание затуманено, он мёртв. Неспособное вырваться из цепких объятий коварной леди Хель, сердце Уилфреда ото дня в день становится всё чернее, и чем гуще тьма в его груди, тем светлее и печальней выглядят воспоминания о прежней счастливой жизни. На худой конец, в опциях есть пункт, позволяющий искусственным образом увеличить яркость чуть ли ни в два раза, для кого-то, кто ещё не привык к ночным скитаниям, такой вариант будет более предпочтителен.
В качестве десерта игрока ждут традиционные Серафические врата, огромная локация, становящаяся доступной по достижении всех трёх концовок. Она никак не связана с основным сюжетом и похожа скорее на какую-то причудливую галлюцинацию, в которой недавние тираны весело дурачатся и с радостью присоединяются к отряду Уилфреда. Все игровые персонажи, фигурировавшие в прохождениях, здесь доступны, но каждый имеет первый уровень и базовую экипировку. Необходимо точно так же, но, однако, не заботясь о наборе греха, участвовать в серии последовательных сражений, прокачивать героев, по мере зарабатывания денег приобретать для них обновки. В любое время лабиринт можно покинуть и начать с начала, всё накопленное при этом останется на месте, то есть в ходе второй попытки задача существенно облегчится. Попробовать пройти эту мини-игру стоит хотя бы для того, чтобы получить в команду таких легендарных персонажей как Арнгрим и Христ, кроме того, немало положительных эмоций доставят баталии с коренными обитателями Серафических врат - хомяками.
Господин Мотои Сакураба, главный композитор игры, после смерти, уверен, попадёт в Валгаллу, прямо на ломящийся яствами пир и до самого Рагнарока будет существовать подле богов - настолько эпичны и торжественны его произведения. Кто-то, возможно, поставит в минус факт заимствования большинства звуковых дорожек из первой части, но лично мне данное решение видится одним жирным плюсом. Помню, в оригинальном «Профиле валькирии» была пара-тройка эдаких восхитительных мелодий, которые являли собой неимоверную крутость и звучали при этом очень-очень редко, всего в нескольких моментах гипертрофированного сюжета. Так вот крайне приятно бывает услышать эти мелодии здесь, пусть и в небольшой гитарной/синтезаторной обработке, но вдоволь, чтоб упиваться ими безмерно, утолять, наконец, жажду музыки, пока не польётся обратно, из ушей в окружающее пространство. Особенно хотелось бы отметить такие треки как «Hymn of Despair», сумасшедший боевик «Violence, Power, Enforcement», уже ставший классикой «Uncorfirmed God Battle Syndrome» и, пожалуй, главную тему всего повествования, мрачный реквием «Obliteration at the End of a Premeditated Murder».
Что касается озвучивания, то в английской версии оно лучше, прежде всего из-за своего отсутствия. Нет, персонажи конечно произносят реплики, но сравнительно редко, после победы в сражении или во время исполнения специального удара. В то время как японские сэйю трындят без умолку, во время драматических моментов создаётся ощущение уличного базара, как будто стоишь в нескончаемой очереди за помидорами и слушаешь гневные выкрики недовольных покупателей. Английская озвучка тоже вообще-то далеко не подарок, в частности молодой наивный принц Кристофф говорит каким-то хриплым баритоном, а его оппонент Лэнгри, харизматичный полководец, лепечет голоском выпускника средней школы. Вот взять бы и поменять их местами! Ну да ладно, всё равно звуковая речь обнажается лишь считанное число раз, а в большинстве случаев мы воспринимаем их терады в виде текста.
Кстати о тексте, я думаю, что поклонники легендарной Final Fantasy Tactics обязательно почувствуют на спине ностальгические мурашки. Сценарий писался на основе прямо-таки какой-то неизвестной трагедии Шекспира - уйма поэтических и устаревших британских слов, старинные фразеологизмы, удивительные метафоры и всё остальное этому сопутствующее. Сеттинг феодального средневековья передан настолько правдоподобно, что всё происходящие из приключений упрямого подростка превращается в древнюю рукопись давно почившего хрониста, незримый рассказчик как будто ведёт жизнеописание персонажа, на века создаёт нравоучительную повесть о вреде ненависти, страшной губительности пути возмездия. Этот исключительный натурализм у многих современных игроков, безусловно, вызовет недоумение, заставит усомниться в адекватности героев и вполне возможно поставит под вопрос последовательность сценария. Многим может быть непонятно, почему молодая мать бросает детей ради крестьянского восстания, почему благородный рыцарь по указке сверху обнажает меч против своего единственного друга, зачем желторотый юноша идёт убивать богиню, считающуюся покровительницей и добродетельницей всех отважных воинов. Это серость и дикость средневековья, норма того жестокого времени, от которой никуда не спрячешься, да и не надо от неё прятаться - добро пожаловать в музей.
Завершить собираюсь цитатой из Достоевского: "Страдание и боль всегда обязательны
для мирового сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди... должны ощущать
на свете великую грусть". Да-да, трудно представить, что при переходе на
консоль от Нинтендо серия Valkyrie Profile может стать ещё более мрачной, наполниться
ещё большим горем, из трогательной истории любви превратиться в губительное отчаяние,
настоящий концентрат ярости. С этой точки зрения игра очень даже хороша, но, как
я не раз уже отмечал, портативные устройства - не лучший инструмент для восприятия
глубоких, эпохальных сюжетов. Штуковина, всем своим существом заточенная под экшн,
едва ли позволит насладиться всей многогранностью игрового мира Convenant of the
Plume. |
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии на сайте. |
Комментарии (всего: 2) | 1 | | | Rikvis :: 5 августа 2013, 17:52 :: | | | Хорошее ревью. Видимо как и сама игра. |
| | | Mostcus :: 28 марта 2011, 22:54 :: | | | | 1 |
|
|